Принята 27 апреля 1979 г. на Конференции ИМО в Гамбурге. Вступила в силу 22 июня 1985 г.
Назначение : – оказание помощи людям, терпящим бедствие на море
– принятие каждым прибрежным Государством надлежащих и эффективных мер по установлению наблюдения за движением судов с берега и организации поиска и спасения
– координация деятельности Межправительственных организаций в обеспечении безопасности на море и в воздушном пространстве над ним
– создание Международного плана поиска и спасения на море
– сотрудничество между поисково – спасательными организациями мира
Документ составлен в подлиннике на английском, испанском, китайском, руссом и французском языках. Официально переведен на арабский, итальянский и немецкий .
Цель – усовершенствование имеющихся мер в области поиска и спасения на море, создание Международного Плана поиска и спасения, отвечающего потребностям морского судоходства в деле спасения людей, терпящих бедствие на море, поощрение сотрудничества между поисково – спасательными организациями всего мира и между участниками поисково-спасательных организаций на море.
Включает: – соглашение для обеспечения и координации услуг по поиску и спасению
– организационные мероприятия по поиску и спасению
– технические приспособления для поиска и спасения
– национальные механизмы для общей координации действий по организации поиска и спасения
– порядок проведения поисково-спасательных операций
– центры по координации спасения – СКЦ и подцентры
– назначение спасательных средств
– устройство и оборудование спасательных средств
– совместные действия между Государствами
– координация с морской авиацией
– системы сообщения с судном
Государства заключают региональные соглашения по вопросам оказания помощи и спасения на море. В частности Россия имеет соглашения с Польшей, Германией, Данией, Финляндией, Швецией – по Балтийскому морю, с Норвегией – по Баренцеву морю, Болгарией и Югославией – по Черному и Средиземному морю, Японией и КНДР – по Дальнему Востоку.
По поручению ИМО принято решение о разделении Мирового океана на 13 районов , в которых прибрежные Государства приняли на себя обязательства по организации поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море.
Поисково – спасательный район – ПСР – район определенных размеров, в пределах которого обеспечивается поиск и спасение
Спасательно – координационный центр – СКЦ – орган, ответственный за организацию эффективного поиска и спасения и за координацию проведения поисково – спасательных операций в пределах ПСР. Пример – Мурманский СКЦ.
Спасательный подцентр – орган, подчиненный СКЦ и созданый в помощь последнему в определенной части ПСР
Береговая станция наблюдения – береговая станция или подвижная станция , назначенная для наблюдения за безопасностью судов в прибрежных водах
Страны создают СКЦ, определяют зоны их ответственности, их оснащение техническими и спасательными средствами о которых подробно сообщают в ИМО, и по своему усмотрению- спасательный подцентры
Требования к маркировке контейнеров и пакетов с аварийным снабжением:
– красный – медикаменты
– синий – продовольствие и вода
– желтый – одеяла и защитная одежда
– черный – нагревательные приборы, кухонная утварь, топоры и т.д.
В каждый контейнер или пакет вкладывается инструкция по пользованию содержимым, напечатанная как минимум на трех языках, один из который английский
Страны должны координировать работу своих поисково- спасательных организаций и при необходимости с ПСО соседних Государств. Пример – ранее приведенные двухсторонние Соглашения.
Каждая Страна разрешает своим СКЦ оказывать помощь другим СКЦ, включая помощь судами, летательными аппаратами, персоналом и снабжением, заключает соглашения по поиску и спасению с другими странами, устанавливает общий порядок действий, проведение учений и подготовки, проверок каналов связи.
Каждый СКЦ имеет подробный план или инструкции по проведению поисково-спасательных операций в своей зоне, несет непрерывные радиовахты на международных частотах бедствия.
Каждая Страна устанавливает систему судовых сообщений. Пример – подача аварийной корреспонденции в адрес ОД ГСНФ и Международный СКЦ ( см. Планы действий а аварийной ситуации).
Резолюций – 8, в частности: 3 – установление единого формата и порядка сообщений с судов (ежедневная подача информации с первого дня рейса), 4 – руководство по поиску и спасению, 5 – частоты радиосвязи при поиске и спасении, 6 – развитие всемирной морской системы передачи сигналов бедствия и безопасности ( в развитие – районы А1, А2, А3, ГМССБ, КОСПАС – САРСАТ, ИНМАРСАТ), 7 – взаимодействие ПСС и морских метеорологических служб (НАВТЕКС).
На основе САР – 79 создано « Наставление для торговых судов по поиску и спасению 1979 г. МЕРСАР 79», замененное на « Международное авиационное и морское Наставление по поиску и спасению 1999 г. ИАМСАР – 99».