26 января 1982 г. в Париже 12 государств Европы, имеющих морские порты, подписали Меморандум о контроле в их портах за иностранными судами.
Цель – установление соответствия судов требованиям Международных договоров:
– о Грузовой Марке 1966 г. с поправками 1988 г.
– по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом 1978 (СОЛАС 74/78)
– МППСС – 72
– о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. ПДМНВ 78
– о торговых судах (минимальные нормы) 1976 г. ( МОТ – 147)
– по предотвращению загрязнения с судов ( МАРПОЛ 73/78)
– по обмеру судов 1969 г. ( КОС-69)
В дополнение к Меморандуму принято шесть Приложений, вступившим в силу 14 января 1998
1 – Процедуры портового контроля
1А – Процедуры расследований в соответствии с МАРПОЛ –73/78
11 – Обмен сообщениями между государствами региона
111 – Отчет о проверке судна
1У – Информационная система о проверках судов
У– Качественные критерии для присоединения к Меморандуму
У1 – Минимальные критерии для должностных лиц, осуществляющих контроль (ДЛОК)
Контролю подвергаются все суда независимо от того, является Государство Флага участником МК. Ежегодно каждая страна-участница должна подвергнуть контролю не менее 25% иностранных судов, зашедших в ее порты.
Страны консультируются, обмениваются информацией и взаимосотрудничают.
При отборе судов для осмотра особое внимание уделяется судам, которые в недавнем прошлом имели некоторые отдельные несоответствия или при наличии явного основания полагать что судно не отвечает требованиям Конвенций.
При обнаружении несоответствий, представляющих очевидный риск для безопасности, здоровья людей и окружающей среде должны быть приняты меры для их устранения до выхода судна в море вплоть до его задержания.
Судно может покинуть порт осмотра для устранения выявленых несоответствий в другом порту с гарантией Администрации. Порт захода должен быть уведомлен об этом.
Если нет очевидного основания для осмотра, суда имеют свободную практику в течении 6 месяцев с даты последнего инспектирования.
Контроль за составом экипажа ( МК ПДМНВ):
– документ Государства Флага о минимальной численности и фактическая укомплектованность. При недостаточной укомплектованности запрос Государству о возможности выхода судна с фактическим экипажем
– при отсутствии документа о минимальной численности и укомплектованности исходя из Резолюций ИМО и сюрвейер сочтет недостаточным состав экипажа, уведомляется Государство Флага, а судно задерживается
– проверка соответствия Дипломов и Свидетельств старшего ком.состава. При их отсутствии или несоответствии судно задерживается сразу с уведомлением Государства Флага
– при выявлении подобного несоответствия у других членов экипажа уведомляется Государство Флага , а решение принимается исходя из реальности
– решение принимается исходя из протяженности и характера намеченного рейса, характера груза, размерения и типа судна, его оборудование и снабжение и представляет ли выявленное несоответствие опасность для судна, людей на борту и окружающей среде, соблюдены ли периоды отдыха экипажа
– более серьезные требования предъявляются к судам, перевозящим опасные грузы.
Конвенция МОТ 147:
– минимальный возраст
– медицинское освидетельствование
– профессиональные дипломы
– продовольствие и удобства
– жилые помещения
– предотвращение несчастных случаев на рабочих местах
Минимальный возраст – 14 лет. Моложе только если экипаж состоит из одной семью, на учебных судах с предъявлением документа Государства Флага.
Медицинское освидетельствование – лицо, используемое в любом качестве на судне, должно иметь медицинскую книжку, свидетельствующую о пригодности владельца выполнять свои обязанности без ограничений, не страдает болезнью, могущей усугубиться от выполняемой работы или угрожать здоровью другим членам экипажа.
Кроме того владелец должен быть годен по слуху, зрению, общему состоянию здоровья, а несущего вахту – по цветоощущению.
Книжки сравниваются с судовой ролью по каждому моряку
Срок действия медицинского освидетельствования.
Продовольствие и удобства — в зависимости от длительности и характера рейса и численности экипажа судно должно быть снабжено продовольствием и питьевой водой достаточного количества и качества.
Все помещения и оборудование для хранения и обращения с продовольствием и водой, камбуз и другое оборудование и снабжение для приготовления, подачи и приема пищи должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии. Экипаж должен иметь надлежащий набор блюд.
Вентиляция, освещение, подача воды и другое снабжение камбуза, кладовых и холодильных камер должны содержаться в надлежащем санитарном состоянии, обеспечивающим здоровье и жизнь людей.
Проверяется визуально чистота продкладовых, камбуза, столовых и кают – компаний, меры по предотвращению порчи продовольствия и порядок удаления отходов.
Проверяется на исправность вентиляция, отопление, освещение, подача воды, оборудование камбуза, столовой, лифты, холодильные камеры и т.д.
Проверяется наличие насекомых (тараканов) и крыс.
Помещения экипажа – должны содержаться в чистоте и приличном состоянии обитания, не должно находиться продовольствия и имущества, не являющегося личным.
Через жилые помещения и коридоры не должны проходить главные паровые и вытяжные трубы.
Должно иметься надлежащее паровое, водяное, калориферное или электроотопление, вентиляция. Радиаторы, если они установлены. должны быть защищены экранами.
Освещение помещений, коридоров, выходов, удовлетворительные сточные системы, изоляция, звукоизоляция, термоизоляция, газоизоляция и герметичность от МО, грузовых трюмов, камбуза, малярки и фонарки, мастерских и сушилок.
В спальной каюте –высота не менее 190 см, обеденный или письменный стол, платяной шкаф.
Каждый член экипажа должен иметь индивидуальную койку 190 х 68 с пружинным низом или пружинным матрасом и матрасом без соломенной или иной набивки, в которой могут укрываться паразиты.
На каждые 8 человек – душ, туалет, ванную для стирки..
Санитарные помещения – палуба из твердого материала, легко поддающегося приборке, не пропускающего влагу, со сточной системой, иметь освещение, отопление и вентиляцию, подвод горячей и холодной воды.
Туалеты располагаются недалеко от кают, имеют автономную вентиляцию, отдельную водяную систему.
Сушилки недалеко от кают, вентиляция, обогрев.
Где нет врача – наличие судовой аптечки и инструкции по ее использованию обязательно.
Суда 500 р.т и более – прачечная, госпитальное помещение с отдельным туалетом.
При проверке – внимание на записи еженедельных проверок, наличие грызунов и паразитов, чистоту, состояние вентиляции, освещения, отопления.
Предупреждение несчастных случаев и охрана здоровья – меры безопасности: трапы, сходни, леерное ограждение, выгородки, комингсы, освещение.
Незагроможденность проходов, освещение, конструктивные препятствия постоянного характера выкрашены отличной от другой бросающейся в глаза краской.
Электроизоляция, вентиляция и освещение мест работы и проходов.
Закрепленные трапы по бортам из надстройки на палубу, надежные рифленые балясины , релинги или леера.
Вокруг лазов, люков, машин – защитные ограждения.
У щитов выключателей – руководство по оказанию первой помощи.
Паропроводы, трубы и другая арматура , представляющая риск – термоизолированы.
Газоанализаторы для проб воздуха.
Предупредительные надписи и знаки.
Погрузо – разгрузочное оборудование – свидетельство о соответствии, проверки, состояние, указать предельно-допустимую нагрузку.
В трюмах – защищенные средства освещения, переноски – с защитным стеклом.
Индивидуальные средства защиты: очки, маска, каски, рукавицы, спецодежда, защитные сапоги, шлемы или наушники от шума, распираторы, противогазы и т. д.
Наличие инструкций по применению защитных средств.
Проверки на соответствие требованиям других Конвенций смотри в их кратких описаниях и «Процедурах контроля судов Государством порта» .Коды несоответствий и принятых действий прилагаются.
По результатам проверок составляется протокол выявленных несоответствий.