Конвенция МАРПОЛ 73/78 – международная конвенция 1973 года по предотвращению загрязнения с судов, изменённая протоколом 1978 года, вошла в силу в 1983 году ( с вступлением в силу её I Приложения).
Конвенция запрещает нарушать положения правил сброса загрязняющих веществ в море в любой точке Мирового океана. При обнаружении свидетельств таких нарушений любое государство обязано возбудить преследование виновных.
Конвенция предусматривает привлечение нарушителей к ответственности по законодательству государства флага судна, если инцидент произошёл в нейтральных водах, для этого все материалы, касающиеся инцидента, передаются правительству государства флага судна. Если же сброс произошёл в территориальных водах либо экономической зоне какого-либо государства, то санкции к нарушителям принимаются правительством этого государства согласно национальному законодательству.
Каждое государство, участник Конвенции обязано выдавать своим судам Свидетельства, подтверждающее соответствие оборудования судна соответствующим правилам.
Урегулирование споров, возникающих в процессе применения Конвенции, производится в соответствии со специальным Протоколом 2(Арбитраж), являющимся составной частью Конвенции МАРПОЛ 73/78.
Протокол 1 (Положения, касающиеся сообщений об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ) предписывает капитанам судов сообщать о каждом известном ему случае сброса вредных веществ в море в соответствии с общими принципами передачи сообщений.
Основной интерес с точки зрения эксплуатации морского флота представляют Приложения к Конвенции МАРПОЛ 73/78.
Таких Приложений 6:
Приложение 1 – Правила предотвращения загрязнения нефтью.
Приложение 2 – Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом.
Приложение 3 – Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке.
Приложение 4 – Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов.
Приложение 5 – Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.
Приложение 6 – Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов.
С 1994 года в силу вступили 5 Приложений Конвенции.