Главная / Швартовки / Швартовка судов на ходу.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока нет оценок. Будь первым!)
Загрузка...

Швартовка судов на ходу.

На ходу для передачи груза, топлива, воды или снабжения могут быть следующие варианты швартовки: швартовка борт о борт (кон­тактный способ), швартовка траверзным способом (без контакта бор­тами) и швартовка в кильватер (постановка на бакштов).

Швартовку борт о борт применяют при благоприятных погодных условиях, когда волнение моря не превышает 3 баллов.

Скорость судов должна быть минимальной, при которой оба суд­на сохраняют управляемость для выполнения согласованных ма­невров.

Большее по тоннажу судно удерживает постоянный курс и ско­рость в направлении лагом или под углом к волне так, чтобы борт, к ко­торому будет швартоваться другое судно, был подветренным и прикры­тым от волны (рис. 16.5).

163

Рис. 16.5. Маневрирование при швартовке на ходу

Швартующееся судно ложится на параллельный курс и удержи­вает его на расстоянии около кабельтова от курса судна-причала. Кон­тролируя сближение судов неизменностью пеленга на выбранную точ­ку в районе швартовки, задают соответствующие курс и скорость ма­лыми перекладками руля и постепенным изменением частоты враще­ния винта. Когда носовая часть швартующегося судна окажется на траверзе судна-причала (положение I), оно малыми последовательны­ми изменениями курса в сторону судна-причала сближается на рас­стояние, достаточное для подачи выбросок и швартовов (положе­ние II). Первыми крепят носовые швартовы (положение III) и когда после уравнивания скоростей обоих судов все носовые швартовы будут равномерно обтянуты, подают кормовые швартовы.

Дальнейшее совместное движение судов, изменение курса и ско­рости или остановка ошвартованных судов выполняются согласован­ными действиями капитанов по указанию с судна-причала.

Если по условиям работы судна-причала оно не может идти про­тив ветра и волнения или курсом бейдевинд, швартовку производят по ветру. При этом следует учитывать, что на попутном волнении при более плавной продольной качке оба судна хуже слушаются руля, а швартовы получают дополнительную нагрузку во время попеременного продольного движения ошвартованного судна.

В течение всего времени совместного плавания на обоих судах машина находится в условиях маневренного режима.

Перед отходом отдают все концы, за исключением двух шварто­вов, поданных в качестве носового продольного и кормового шпринга, перекладывают руль на 5—10° в сторону от борта судна-причала и добавляют обороты винта. Когда у швартовов появится слабина, их выбирают, увеличивают частоту вращения винта и угол переклад­ки руля.

Швартовка траверзным способом позволяет проводить передачу груза и бункера на одно и два судна одновременно с двух бортов. Этот способ применяют при погодных условиях, не позволяющих контакт­ную швартовку борт о борт, и при наличии специального оборудования в виде леерного устройства, кранов или телескопических выстрелов.

Маневрирование ведут на малом ходу, уравнивая курс и скорость, поочередно сокращая траверзное расстояние до 30—50 м, а при благо­приятной погоде и на меньшее расстояние. После подачи линя с помо­щью линеметательной установки или выброски подают проводник из синтетического троса, который используют для передачи дистанционкого линя, леерного устройства и гибких шлангов. Дистанционный линь маркируют яркими флагдуками для контроля расстоя­ния между судами. Для сохранения посто­янного расстояния между бортами могут быть использованы швартовные тросы, за­крепленные на баке (рис. 16.6).

164

Рис. 16.6.   Крепление   швартовов при траверзном способе

Суда сред­него и малого тоннажа, работающие в экс­педициях юго-восточной части Тихого оке­ана, используют такой прием в случаях, когда швартовка борт о борт становится небезопасной.

Гибкие шланги, поданные с запасом длины, не должны погру­жаться в воду во избежание обрыва или повреждения леерного уст­ройства. Поэтому на руль ставят опытных рулевых, строго сохраня­ющих курс, заданный ведущим судном. Вахта на мостике непрерывно наблюдает за положением дистанционного линя или натяжением швар­товных тросов. По окончании швартовки, т. е. после закрепления всех снастей, понемногу увеличивают ход до среднего для лучшего управ­ления судами, внимательно наблюдая за взаимным положением судов. При ухудшении погоды или окончании грузовых операций выби­рают на борт шланги и все снасти леерного устройства в порядке, об­ратном началу швартовки.

Швартовка в кильватер применяется для передачи топлива, воды или жидкого груза при неблагоприятных погодных условиях и волне­нии моря, не позволяющих осуществить на ходу швартовку лагом или траверзным способом.

Этот способ швартовки на ходу иногда называют постановкой на бакштов, искажая понятие термина «бакштов», означающего трос, по­данный на шлюпку или другое судно с кормы судна, стоящего на якоре.

Танкер — ведущее судно следует малым ходом против ветра и зы­би. Ведомое судно приближается в кильватер для приема проводника, который подают с танкера при помощи линя линеметательной уста­новки или вытравливают синтетический проводник с поплавками в виде буйков или небольших пустых бочек (рис. 16.7). Длина провод­ника должна быть достаточной для безопасного маневрирования

165

Рис. 16.7. Постановка в кильватер к танкеру на ходу:

/ — начальная операция; б —подача шланга;

/_ светящийся буек; 2 — поплавки (пустые бочки или спасательные круги); 3 — синтетический проводник; 4 — буксирный трос в бухте; 5 — буксирный трос; 6 — грузовой шланг; 7 — бункеруе­мое судно

(100 м или более). Приняв проводник на борт ведомого судна, крепят к нему буксирный трос и проводник. Уменьшают ход до самого малого и на танкере выбирают буксир длиной 150—200 м, после закрепле­ния которого на обоих судах приводят ведомое судно на буксир. Затем на танкере крепят к проводнику, поданному с ведомого судна, шланг, отакелаженный стальным леером. Потравливают шланг длиной, пре­восходящей длину буксирного троса с тем, чтобы на волнении всю на­грузку от буксировки воспринимал только буксирный трос (см. рис. 16.7,6).

После соединения концевого фланца шланга с приемным флан­цем на буксируемом судне и проверки всех соединений увеличивают ход каравана постепенным наращиванием частоты вращения винтов и начинают передачу груза, непрерывно обеспечивая радиосвязь по УКВ.

Движение каравана против ветра и зыби обеспечивает лучшую управляемость обоих судов, чем при плавании на попутном волне­нии, но создает частые рывки в буксирной линии, опасные для ее прочности при относительно короткой длине, ограниченной длиной шлангов. При следовании в галфвинд лагом к зыби создаются более благоприятные условия для обеспечения прочности буксирной линии, однако такой курс ставит оба судна в тяжелые и небезопасные усло­вия вследствие бортовой качки. При сильном ветре и значительном волнении капитаны обоих судов должны рассчитывать и согласовы­вать курс и скорость для избежания попадания в резонансную зону качки и с учетом важнейшего критерия остойчивости — критерия погоды.

С окончанием перегрузочных операций на буксируемом судне отсоединяют фланец шланга, ставят на нем металлическую заглушку или забивают деревянный чоп и выпускают шланг со стальным леером в воду. Скорость каравана уменьшают до минимальной, при которой сохраняется управляемость. На танкере выбирают шланг и после его приемки на борт отдают буксирный трос.

 

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика