На ходу для передачи груза, топлива, воды или снабжения могут быть следующие варианты швартовки: швартовка борт о борт (контактный способ), швартовка траверзным способом (без контакта бортами) и швартовка в кильватер (постановка на бакштов).
Швартовку борт о борт применяют при благоприятных погодных условиях, когда волнение моря не превышает 3 баллов.
Скорость судов должна быть минимальной, при которой оба судна сохраняют управляемость для выполнения согласованных маневров.
Большее по тоннажу судно удерживает постоянный курс и скорость в направлении лагом или под углом к волне так, чтобы борт, к которому будет швартоваться другое судно, был подветренным и прикрытым от волны (рис. 16.5).
Рис. 16.5. Маневрирование при швартовке на ходу
Швартующееся судно ложится на параллельный курс и удерживает его на расстоянии около кабельтова от курса судна-причала. Контролируя сближение судов неизменностью пеленга на выбранную точку в районе швартовки, задают соответствующие курс и скорость малыми перекладками руля и постепенным изменением частоты вращения винта. Когда носовая часть швартующегося судна окажется на траверзе судна-причала (положение I), оно малыми последовательными изменениями курса в сторону судна-причала сближается на расстояние, достаточное для подачи выбросок и швартовов (положение II). Первыми крепят носовые швартовы (положение III) и когда после уравнивания скоростей обоих судов все носовые швартовы будут равномерно обтянуты, подают кормовые швартовы.
Дальнейшее совместное движение судов, изменение курса и скорости или остановка ошвартованных судов выполняются согласованными действиями капитанов по указанию с судна-причала.
Если по условиям работы судна-причала оно не может идти против ветра и волнения или курсом бейдевинд, швартовку производят по ветру. При этом следует учитывать, что на попутном волнении при более плавной продольной качке оба судна хуже слушаются руля, а швартовы получают дополнительную нагрузку во время попеременного продольного движения ошвартованного судна.
В течение всего времени совместного плавания на обоих судах машина находится в условиях маневренного режима.
Перед отходом отдают все концы, за исключением двух швартовов, поданных в качестве носового продольного и кормового шпринга, перекладывают руль на 5—10° в сторону от борта судна-причала и добавляют обороты винта. Когда у швартовов появится слабина, их выбирают, увеличивают частоту вращения винта и угол перекладки руля.
Швартовка траверзным способом позволяет проводить передачу груза и бункера на одно и два судна одновременно с двух бортов. Этот способ применяют при погодных условиях, не позволяющих контактную швартовку борт о борт, и при наличии специального оборудования в виде леерного устройства, кранов или телескопических выстрелов.
Маневрирование ведут на малом ходу, уравнивая курс и скорость, поочередно сокращая траверзное расстояние до 30—50 м, а при благоприятной погоде и на меньшее расстояние. После подачи линя с помощью линеметательной установки или выброски подают проводник из синтетического троса, который используют для передачи дистанционкого линя, леерного устройства и гибких шлангов. Дистанционный линь маркируют яркими флагдуками для контроля расстояния между судами. Для сохранения постоянного расстояния между бортами могут быть использованы швартовные тросы, закрепленные на баке (рис. 16.6).
Рис. 16.6. Крепление швартовов при траверзном способе
Суда среднего и малого тоннажа, работающие в экспедициях юго-восточной части Тихого океана, используют такой прием в случаях, когда швартовка борт о борт становится небезопасной.
Гибкие шланги, поданные с запасом длины, не должны погружаться в воду во избежание обрыва или повреждения леерного устройства. Поэтому на руль ставят опытных рулевых, строго сохраняющих курс, заданный ведущим судном. Вахта на мостике непрерывно наблюдает за положением дистанционного линя или натяжением швартовных тросов. По окончании швартовки, т. е. после закрепления всех снастей, понемногу увеличивают ход до среднего для лучшего управления судами, внимательно наблюдая за взаимным положением судов. При ухудшении погоды или окончании грузовых операций выбирают на борт шланги и все снасти леерного устройства в порядке, обратном началу швартовки.
Швартовка в кильватер применяется для передачи топлива, воды или жидкого груза при неблагоприятных погодных условиях и волнении моря, не позволяющих осуществить на ходу швартовку лагом или траверзным способом.
Этот способ швартовки на ходу иногда называют постановкой на бакштов, искажая понятие термина «бакштов», означающего трос, поданный на шлюпку или другое судно с кормы судна, стоящего на якоре.
Танкер — ведущее судно следует малым ходом против ветра и зыби. Ведомое судно приближается в кильватер для приема проводника, который подают с танкера при помощи линя линеметательной установки или вытравливают синтетический проводник с поплавками в виде буйков или небольших пустых бочек (рис. 16.7). Длина проводника должна быть достаточной для безопасного маневрирования
Рис. 16.7. Постановка в кильватер к танкеру на ходу:
/ — начальная операция; б —подача шланга;
/_ светящийся буек; 2 — поплавки (пустые бочки или спасательные круги); 3 — синтетический проводник; 4 — буксирный трос в бухте; 5 — буксирный трос; 6 — грузовой шланг; 7 — бункеруемое судно
(100 м или более). Приняв проводник на борт ведомого судна, крепят к нему буксирный трос и проводник. Уменьшают ход до самого малого и на танкере выбирают буксир длиной 150—200 м, после закрепления которого на обоих судах приводят ведомое судно на буксир. Затем на танкере крепят к проводнику, поданному с ведомого судна, шланг, отакелаженный стальным леером. Потравливают шланг длиной, превосходящей длину буксирного троса с тем, чтобы на волнении всю нагрузку от буксировки воспринимал только буксирный трос (см. рис. 16.7,6).
После соединения концевого фланца шланга с приемным фланцем на буксируемом судне и проверки всех соединений увеличивают ход каравана постепенным наращиванием частоты вращения винтов и начинают передачу груза, непрерывно обеспечивая радиосвязь по УКВ.
Движение каравана против ветра и зыби обеспечивает лучшую управляемость обоих судов, чем при плавании на попутном волнении, но создает частые рывки в буксирной линии, опасные для ее прочности при относительно короткой длине, ограниченной длиной шлангов. При следовании в галфвинд лагом к зыби создаются более благоприятные условия для обеспечения прочности буксирной линии, однако такой курс ставит оба судна в тяжелые и небезопасные условия вследствие бортовой качки. При сильном ветре и значительном волнении капитаны обоих судов должны рассчитывать и согласовывать курс и скорость для избежания попадания в резонансную зону качки и с учетом важнейшего критерия остойчивости — критерия погоды.
С окончанием перегрузочных операций на буксируемом судне отсоединяют фланец шланга, ставят на нем металлическую заглушку или забивают деревянный чоп и выпускают шланг со стальным леером в воду. Скорость каравана уменьшают до минимальной, при которой сохраняется управляемость. На танкере выбирают шланг и после его приемки на борт отдают буксирный трос.