Предварительная подготовка начинается с установления радиосвязи между судами, во время которой капитаны обоих судов договариваются о варианте швартовки. При этом учитывается степень опасности в зависимости от состояния погоды и моря. В условиях хорошей видимости, но при наличии сильного ветра и волнения моря вероятность навала при швартовке к судну, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе, значительно больше, чем при швартовке к судну, имеющему ход.
Капитаны обмениваются информацией об особенностях судов, их размерах, маневренных характеристиках, швартовных устройствах, кранцевой защите, осадке, высоте борта, дифференте и о других характеристиках судов, имеющих значение при выполнении швартовной операции.
Затем капитаны обсуждают порядок маневрирования при сближении, курс и скорость при бесконтактной швартовке или место у борта судна. Уточняется прогноз погоды, назначается время начала швартовки, вариант грузовых работ или оказания помощи.
В случае расхождения мнений по способу маневрирования приоритет отдается капитану швартующегося судна.
Когда согласованы все основные элементы швартовной операции, капитаны знакомят штурманский состав с предполагаемым вариантом маневрирования, распределяют членов экипажа по разработанному швартовному расписанию. Судам придают крен 1—3° в сторону, противоположную борту швартовки, заваливают внутрь все выступающие за борт детали, вывешивают большие кранцы и разносят по палубе борта швартовки переносные мягкие кранцы.
Перед подходом к судну, стоящему на якоре или лежащему в дрейфе, рекомендуется сделать контрольный проход для лучшей оценки обстановки и уточнения амплитуды рыскания или величины дрейфа судна-причала. Если у капитана швартующегося судна возникают сомнения в безопасном завершении маневра подхода, он должен повторить маневр, но не идти на риск.
По завершении маневра на сближение и после подачи первого швартова команды о месте швартовки и расположении швартовов подают с судна-причала, которое, как правило, значительно больше подошедшего судна-снабженца или танкера-буксировщика.
В дальнейшем при совместной стоянке все указания по обеспечению безопасности ошвартованных судов дает капитан принимающего судна.
В течение всей стоянки ошвартованное судно держит свой главный двигатель и рулевое устройство в постоянной готовности.