Главная / Швартовки / Швартовка к судну, лежащему в дрейфе.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока нет оценок. Будь первым!)
Загрузка...

Швартовка к судну, лежащему в дрейфе.

Судно, лежащее в дрейфе, может занимать определенное положе­ние по отношению к направлению ветра и зыби. Швартовка к нему для перегрузочных работ выполняется только при благоприятных усло­виях погоды и волнении не более 3—4 баллов. Может возникнуть си­туация, например, для спасения людей с бедствующего судна, когда капитан судна-спасателя идет на разумный риск подводя нос своего судна к борту или оконечностям аварийного судна на короткое время.

При дрейфе вблизи берега и отжимном ветре, когда влияние вол­нения незначительное, судно занимает положение под острым углом к ветру, становясь в бейдевинд при расположении центра парусности позади центра бокового сопротивления, или уваливается до бакштага при большом дифференте на корму, как это бывает с судами в бал­ласте с кормовым расположением машинного отделения.

После шторма, когда ветра нет, судно разворачивается лагом к мертвой зыби, причем эта тенденция проявляется тем больше, чем ближе длина судна к длине волны.

При наличии ветра и волнения дрейфующее судно смещается под ветер с некоторым углом к нему в зависимости от взаимного распо­ложения центра парусности и центра бокового сопротивления. Этот

угол не остается постоянным. Судно попеременно слегка уваливается и приводится по отношению к направлению ветра.

Поэтому до начала маневра к дрейфующему судну нужно устано­вить характер его движения, чтобы рассчитать курс подхода на швар­товку. Для этого нужно остановить свое судно впереди или позади судна-причала в направлении его ДП и наблюдать за его дрейфом. Это поможет установить генеральное направление дрейфующего судна и величину дрейфа судна-причала относительно дрейфа своего судна.

В условиях ограниченной видимости определение направления и скорости дрейфа производят с помощью РЛС на шкале не более 1 мили.

Швартовку к крупнотоннажному судну выполняют обычно к его подветренному борту с учетом маневренных особенностей своего суд­на. Для судов в ВФШ и правого вращения удобнее подходить на швар­товку своим левым бортом, так как при работе машины на задний ход при гашении инерции нос судна будет уклоняться вправо, а корма будет прижиматься к судну-причалу.

Рассмотрим порядок швартовки левым бортом транспортного суд­на к подветренному борту плавбазы при умеренном ветре (5— 10 м/с) и небольшой высоте волны (по 1—2 м). До начала маневри­рования устанавливают связь по УКВ на отдельном канале, чтобы на­ходящиеся вблизи места швартовки другие суда не создавали помех своими разговорами. Капитан базы указывает место швартовки (по­средине длины, к носу, к корме или к какому трюму плавбазы). На плавбазе опускают до воды все пневмокранцы.

На швартующемся судне создают крен 2—3° на борт, противопо­ложный борту швартовки, готовят экипаж и судно к швартовке, как об этом было сказано в п. 5.2.

Подходят к плавбазе под углом 20—30° (рис. 16.8, положение I) на самом малом ходу. За 5—6 кб до плавбазы останавливают машину и следуют по инерции. При ухудшении управляемости дают кратко­временный толчок машиной, подправляя курс. Устанавливают визир РЛС на какую-либо фиксированную точку базы для корректировки курса и определения дрейфа базы. Вследствие дрейфа плавбазы под­правляют курс на 3—5°, удерживая электронный визир на выбранную точку (положение II). При шкале дальности 1 миля хорошо видно по­ложение судна. Когда носовая часть выйдет на траверз плавбазы, нужно учесть уменьшение дрейфа в ветровой тени плавбазы, что вы­зовет изменение курса. Поэтому после прохождения одной трети или половины длины своего корпуса в ветровой тени плавбазы (положе­ние III) дают задний ход до полного гашения инерции.

Швартовка правым бортом осложняется тем, что при отработке машиной на задний ход корма уходит влево. Поэтому курс швартовки нужно располагать под более острым углом до 10—15°, а при малом дрейфе плавбазы ложиться на курс, параллельный положению ДП плавбазы в расчете прохода мимо ее подветренного борта на расстоя­нии 15—20 м.

Когда нос судна войдет в ветровую тень плавбазы, он начнет уклоняться вправо вследствие давления ветра на кормовую часть. Работа машины на задний ход добавит стремление к изменению курса вправо, и нос еще больше прижмется к плавбазе. Поэтому при под­ходе под углом более 20° в момент гашения инерции корма далеко Отойдет от борта плавбазы, что значительно осложнит подачу швар­товов с кормы судна на высокий борт плавбазы.

166

Рис. 16.8. Подход  судна к дрейфующей плавбазе

167

Рис. 16.9. Отход от судна, лежащего   в дрейфе

Отход от судна, лежащего в дрейфе, при благоприятных погодных условиях выполняют следующим образом (рис. 16.9).

Отдают все свои швартовы (положение I), кроме кормового шпринга и одного короткого швартова с плавбазы, закрепленного на корме. Набивают кормовой шпринг, прижимая корму и отводя нос (положение II). Отдают шпринг, выбирают его и дают команду на плавбазу отдать кормовой прижимной. Работой машины на самом малом переднем ходу при прямо поставленном руле начинают отход. Когда нос отойдет от плавбазы (положение III), перекладывают руль в сторону плавбазы, чтобы отбить корму и избежать навала своей надстройкой за носовой свес плавбазы.

Отход при отшвартовке левым бортом на заднем ходу опасен, так как отходящее судно на заднем ходу плохо слушается руля и корма его будет прижиматься к борту плавбазы. Отшвартовка на заднем ходу допустима лишь в безветрие, если судно стояло перед отходом у самой кормы плавбазы. В этом случае вначале дают короткий тол­чок машиной вперед при руле положенном к борту плавбазы. Удер­живаясь на носовом шпринге, отводят свою корму от кормы плавба­зы. Когда она отойдет на достаточное расстояние, дают задний ход, перекладывая руль так, чтобы не наваливаться на кормовой подзор плавбазы.

При сильном ветре возникает значительный дрейф плавбазы, что создает прижимающее усилие к ошвартованному с подветра судну. Поэтому в неблагоприятных погодных условиях отшвартовку произво­дят на ходу. Отдают все кормовые швартовы, на баке оставляют 2—3 крепких продольных швартова. Когда все кормовые швартовы выбра­ны на борт, плавбаза дает самый малый передний ход и выходит на курс против ветра, продолжая поворот на другой галс до крутого бей­девинда (примерно на 10—20°). В начале пересечения линии ветра да­ют машине ошвартованного судна самый малый передний ход и когда швартовы начнут провисать, их быстро отдают и, перекладывая руль, отводят свое судно от кранцевой защиты плавбазы добавлением ско­рости до малого или среднего хода и удаляются от плавбазы.

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика