Судно, лежащее в дрейфе, может занимать определенное положение по отношению к направлению ветра и зыби. Швартовка к нему для перегрузочных работ выполняется только при благоприятных условиях погоды и волнении не более 3—4 баллов. Может возникнуть ситуация, например, для спасения людей с бедствующего судна, когда капитан судна-спасателя идет на разумный риск подводя нос своего судна к борту или оконечностям аварийного судна на короткое время.
При дрейфе вблизи берега и отжимном ветре, когда влияние волнения незначительное, судно занимает положение под острым углом к ветру, становясь в бейдевинд при расположении центра парусности позади центра бокового сопротивления, или уваливается до бакштага при большом дифференте на корму, как это бывает с судами в балласте с кормовым расположением машинного отделения.
После шторма, когда ветра нет, судно разворачивается лагом к мертвой зыби, причем эта тенденция проявляется тем больше, чем ближе длина судна к длине волны.
При наличии ветра и волнения дрейфующее судно смещается под ветер с некоторым углом к нему в зависимости от взаимного расположения центра парусности и центра бокового сопротивления. Этот
угол не остается постоянным. Судно попеременно слегка уваливается и приводится по отношению к направлению ветра.
Поэтому до начала маневра к дрейфующему судну нужно установить характер его движения, чтобы рассчитать курс подхода на швартовку. Для этого нужно остановить свое судно впереди или позади судна-причала в направлении его ДП и наблюдать за его дрейфом. Это поможет установить генеральное направление дрейфующего судна и величину дрейфа судна-причала относительно дрейфа своего судна.
В условиях ограниченной видимости определение направления и скорости дрейфа производят с помощью РЛС на шкале не более 1 мили.
Швартовку к крупнотоннажному судну выполняют обычно к его подветренному борту с учетом маневренных особенностей своего судна. Для судов в ВФШ и правого вращения удобнее подходить на швартовку своим левым бортом, так как при работе машины на задний ход при гашении инерции нос судна будет уклоняться вправо, а корма будет прижиматься к судну-причалу.
Рассмотрим порядок швартовки левым бортом транспортного судна к подветренному борту плавбазы при умеренном ветре (5— 10 м/с) и небольшой высоте волны (по 1—2 м). До начала маневрирования устанавливают связь по УКВ на отдельном канале, чтобы находящиеся вблизи места швартовки другие суда не создавали помех своими разговорами. Капитан базы указывает место швартовки (посредине длины, к носу, к корме или к какому трюму плавбазы). На плавбазе опускают до воды все пневмокранцы.
На швартующемся судне создают крен 2—3° на борт, противоположный борту швартовки, готовят экипаж и судно к швартовке, как об этом было сказано в п. 5.2.
Подходят к плавбазе под углом 20—30° (рис. 16.8, положение I) на самом малом ходу. За 5—6 кб до плавбазы останавливают машину и следуют по инерции. При ухудшении управляемости дают кратковременный толчок машиной, подправляя курс. Устанавливают визир РЛС на какую-либо фиксированную точку базы для корректировки курса и определения дрейфа базы. Вследствие дрейфа плавбазы подправляют курс на 3—5°, удерживая электронный визир на выбранную точку (положение II). При шкале дальности 1 миля хорошо видно положение судна. Когда носовая часть выйдет на траверз плавбазы, нужно учесть уменьшение дрейфа в ветровой тени плавбазы, что вызовет изменение курса. Поэтому после прохождения одной трети или половины длины своего корпуса в ветровой тени плавбазы (положение III) дают задний ход до полного гашения инерции.
Швартовка правым бортом осложняется тем, что при отработке машиной на задний ход корма уходит влево. Поэтому курс швартовки нужно располагать под более острым углом до 10—15°, а при малом дрейфе плавбазы ложиться на курс, параллельный положению ДП плавбазы в расчете прохода мимо ее подветренного борта на расстоянии 15—20 м.
Когда нос судна войдет в ветровую тень плавбазы, он начнет уклоняться вправо вследствие давления ветра на кормовую часть. Работа машины на задний ход добавит стремление к изменению курса вправо, и нос еще больше прижмется к плавбазе. Поэтому при подходе под углом более 20° в момент гашения инерции корма далеко Отойдет от борта плавбазы, что значительно осложнит подачу швартовов с кормы судна на высокий борт плавбазы.
Рис. 16.8. Подход судна к дрейфующей плавбазе
Рис. 16.9. Отход от судна, лежащего в дрейфе
Отход от судна, лежащего в дрейфе, при благоприятных погодных условиях выполняют следующим образом (рис. 16.9).
Отдают все свои швартовы (положение I), кроме кормового шпринга и одного короткого швартова с плавбазы, закрепленного на корме. Набивают кормовой шпринг, прижимая корму и отводя нос (положение II). Отдают шпринг, выбирают его и дают команду на плавбазу отдать кормовой прижимной. Работой машины на самом малом переднем ходу при прямо поставленном руле начинают отход. Когда нос отойдет от плавбазы (положение III), перекладывают руль в сторону плавбазы, чтобы отбить корму и избежать навала своей надстройкой за носовой свес плавбазы.
Отход при отшвартовке левым бортом на заднем ходу опасен, так как отходящее судно на заднем ходу плохо слушается руля и корма его будет прижиматься к борту плавбазы. Отшвартовка на заднем ходу допустима лишь в безветрие, если судно стояло перед отходом у самой кормы плавбазы. В этом случае вначале дают короткий толчок машиной вперед при руле положенном к борту плавбазы. Удерживаясь на носовом шпринге, отводят свою корму от кормы плавбазы. Когда она отойдет на достаточное расстояние, дают задний ход, перекладывая руль так, чтобы не наваливаться на кормовой подзор плавбазы.
При сильном ветре возникает значительный дрейф плавбазы, что создает прижимающее усилие к ошвартованному с подветра судну. Поэтому в неблагоприятных погодных условиях отшвартовку производят на ходу. Отдают все кормовые швартовы, на баке оставляют 2—3 крепких продольных швартова. Когда все кормовые швартовы выбраны на борт, плавбаза дает самый малый передний ход и выходит на курс против ветра, продолжая поворот на другой галс до крутого бейдевинда (примерно на 10—20°). В начале пересечения линии ветра дают машине ошвартованного судна самый малый передний ход и когда швартовы начнут провисать, их быстро отдают и, перекладывая руль, отводят свое судно от кранцевой защиты плавбазы добавлением скорости до малого или среднего хода и удаляются от плавбазы.