Швартовка судна кормой к причалу осуществляется обязательно с отдачей якорей. Это позволяет строго зафиксировать положение судна у причала: кормы — с помощью поданных на берег швартовов, а носа — обтянутыми якорными цепями, угол разноса которых в оп¬тимальном варианте должен составлять примерно 60° (рис. 15.10). Как видно из рисунка, для выполнения своей задачи якоря должны отда¬ваться на расстоянии от причала snp=L+lucosα/2 в точках A1 и А2, отстоящих друг от друга на расстоянии
Если швартовка выполняется при отсутствии ветра и течения или при слабом ветре, то направление подхода к точке A1 — месту отдачи первого якоря не имеет принципиального значения.
Рис. 15.10. Швартовка судна кормой к причалу
Однако для облегчения маневрирования подход к месту отдачи якоря, если позволяют обстоятельства, лучше осуществлять, следуя примерно параллельно причалу.
В этом случае в точке A1 не потребуется разворота судна, и отдача якоря может быть сделана на самой малой скорости поступательного движения. После отдачи якоря в точке А1 судно продолжает движение по инерции, свободно потравливая якорную цепь отданного якоря, пока не придет в место отдачи второго якоря. В точке А2 якорную цепь задерживают, и судно начинает разворачиваться на ней, как на шпринге.
Если судно к этому времени полностью потеряло ход, руль перекладывают в сторону от причала и машине дают кратковременный толчок на ПСМХ. После чего отдают второй якорь, а машине дают ЗСМХ.
Угол разворота судна перед отдачей второго якоря зависит от очередности отдачи якорей с учетом того, что при последующей отработке машины на задний ход корма пойдет влево (при ВФШ правого вращения). Так, если первым отдавали левый якорь, то разворот должен продолжаться до тех пор, пока корма не пересечет направление, перпендикулярное причалу. При первоначальной отдаче правого якоря левый можно отдавать сразу же, как только корма тронется в сторону причала, так как дальнейший ее разворот будет продолжаться под влиянием работающего на зданий ход винта. По мере сближения кормы с причалом якорную цепь продолжают потравливать втугую, небольшими отрезками, чтобы не допустить навала кормы на причал. При первой возможности на берег подают швартовы и с их помощью осуществляют окончательное поджатие кормы к причалу. После закрепления швартовов втугую обтягивают якорные цепи.
Прижимный ветер облегчает маневрирование, так как судно после отдачи второго якоря может спускаться к причалу по ветру без дачи заднего хода.
Во всех остальных случаях ветер значительно усложняет маневрирование. Так, при ветре вдоль причала для завозки швартовов необходимо использование швартовного катера, а при отжимном ветре и буксира для подводки кормы к причалу.
Отход судна от причала в условиях слабого ветра не представляет трудностей. Первоначально слегка потравливают якорные цепи, чтобы судно под их влиянием не получило резкого движения вперед после отдачи швартовов. Затем отдают все швартовы и приступают к съемке с якорей.
Если судно было ошвартовано носом на выход, то очередность подъема якорей не имеет значения. В тех случаях, когда отход от причала сопряжен с резким поворотом судна, последним оставляют якорь, который может быть использован для облегчения выполнения разворота на ограниченном пространстве.
Подобным образом осуществляют отшвартовку и при прижимном ветре с той лишь разницей, что в момент подрыва первого якоря начинают осторожно подрабатывать машиной, не допуская прихода судна рывком на якорную цепь второго якоря.
Значительно сложнее выполнить отшвартовку при боковом ветре и особенно, когда пространство для маневрирования ограничено рядом стоящими судами.
В этом случае предварительно с наветренного борта заводят вспомогательный длинный кормовой швартов, с помощью которого корму можно будет удерживать от забрасывания под ветер.
После отдачи основных кормовых швартовов приступают к выби-ранию якорной цепи подветренного якоря, потравливая при этом по
мере необходимости вспомогательный швартов. Когда подветренный якорь будет в клюзе, швартов задерживают и приступают к съемке со второго якоря. Если при этом судно «чисто» выходит на якорную цепь, швартов отдают и якорь выбирают в клюз. Если же под ветром пространство ограничено, то одновременно с подбиранием якорной цепи выбирают и швартов, удерживая тем самым корму на траверзе причала. Затем, когда якорь будет на подрыве, отдают швартов и маневрируют по обстоятельствам, используя работу винта и руля. Также с использованием вспомогательного швартова осуществляют и отшвартовку при отжимном ветре. В этом случае швартов используется, чтобы не допустить навала судна на свои якорные цепи.