Главная / Швартовки / Швартовка судна при отсутствии ветра и течения.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Швартовка судна при отсутствии ветра и течения.

Современное транспортное судно даже при следовании малым хо­дом не в состоянии мгновенно погасить инерцию движения.

Тормозной путь такого судна исчисляется сотнями метров, а сам реверс требует определенного времени.

В связи с этим во избежание риска навала суда вынуждены про­изводить остановку двигателя заблаговременно и осуществлять сбли­жения с причалом, следуя по инерции. Естественно, что в момент сбли­жения с причалом скорость судна становится настолько незначитель­ной, что оно практически перестает слушаться руля и для его раз­ворота в необходимое положение приходится использовать работу движителя, а в ряде случаев якорь, швартовы или то и другое одно­временно.

Окончательная остановка судна у причала, как правило, осуще­ствляется путем дачи заднего хода. Не рекомендуется использовать для этой цели швартовы, так как даже на судах среднего тоннажа попытка погасить движение судна вдоль причала с помощью подан­ного на берег шпринга малоэффективна, а при использовании синте­тических швартовов и очень опасна.

При реверсе двигателя на задний ход судно будет не только га­сить инерцию поступательного движения вперед, но и разворачиваться в ту или другую сторону в зависимости от направления вращения винта. Схема сил, действующих в этот момент на судно с винтом пра­вого и левого вращения, показана на рис. 13.2 (учитывая, что ско­рость судна в этот момент очень незначительна, гидродинамическими силами можно пренебречь).

Для одновинтового судна швартовка левым и правым бортами не­равноценна и требует своих приемов маневрирования.

92

 

 

 

 

 

Рис.  13.2. Силы, действующие на судно при сближении с причалом: а — при ВФШ  правого вращения;    б — при ВФШ левого вращения

93

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13.3. Швартовка судна к причалу левым бортом при отсутствии ветра и течения

Схема швартовки левым бортом судна с винтом правого враще­ния показана на рис. 13.3.

Судно, следуя под углом φ к причалу, при подходе к точке a1 останавливает двигатель и следует дальше по инерции (положение 1).

В точке А2 руль перекладывается в сторону от причала, а машине дается задний ход. Под влиянием винта, работающего на задний ход, и руля судно получит вращательное движение, при котором нос будет отходить от причала, а все судно в целом продолжать сближаться с причалом, разворачиваясь параллельно ему (положения 11,111). Когда судно займет положение IV или будет близко к нему, двигатель оста­навливается и подается носовой продольный, чтобы воспрепятствовать движению судна назад, или носовой шпринг, если инерция поступа­тельного движения вперед еще не погасилась полностью.

Для гарантии безопасности маневра и во избежание навала на причал необходимо, чтобы, во-первых, расстояние А2В было несколько больше величины тормозного пути судна, соответствующего скорости движения при подходе к точке А2(V2) и заданному режиму работы двигателя:

94

 

 

 

 

 

 

 

 

Для предотвращения резкого удара кормы о причал необходимо, чтобы угол подхода имел величину φ = φо=ωср tТ,

95

Уравнения (13.1 —13.3) устанавливают взаимосвязь между вели­чинами, определяющими условия подхода судна к причалу (φ, V2) и инерционно-реверсивными характеристиками судна (ST, tT, Pз.x).

В связи с тем что переменных оказывается больше, чем уравне­ний, задача может быть решена только при введении дополнитель­ных условий, вытекающих из конкретной обстановки швартовки.

Так, в большинстве случаев при швартовке крупнотоннажных су­дов такие дополнительные условия вытекают из установившейся прак­тики, что скорость движения в гавани не превышает малого хода, а двигатель используется только на малых оборотах, т. е. V1 = Vп.м.х., а  Р2(з.х.) = Рз.м.х .

Кроме того, с точки зрения надежности выполнения маневра, задний ход необходимо давать не позже, чем когда судно полностью потеряет управляемость, что и определяет скорость. В этом случае можно заблаговременно определить  положение точек А1  и А2, в  ко­торых следует останавливать двигатель,  и  затем давать задний  ход:

96

работой винта на задний ход, то дополнительно можно опреде­лить и наиболее желательный угол подхода к причалу φ, используя •вышеприведенные формулы.

В отдельных случаях условиями маневрирования задается поло­жение точки А1

В этих условиях безопасность выполнения маневра определяется выбором режима работы двигателя на задний ход. Расчет маневра ведется по следующей схеме:

97

В отдельных случаях бывает, что φ0 —угол разворота судна в про­цессе работы двигателя на задний ход для погашения инерции движе­ния вперед не соответствует углу φ подхода к причалу.

Если окажется, что φ0>φ, то возникает опасность навала на причал кормы. В этом случае скорость движения кормы в сторону причала может быть уменьшена (или полностью погашена) подачей и закреплением на кнехтах носового продольного, а еще лучше носо­вого прижимного.

Если же φ0<φ, то корма остановится, не дойдя до причала. В та­ком случае для завершения маневра следует подать носовой шпринг и, положив руль в сторону от причала, осторожно подработать маши­ной на передний ход (рис. 13.4). Следует иметь в виду, что для наи­более эффективной работы шпринг в этом случае должен подаваться с клюза, расположенного в корму от точки контакта судна с при­чалом.

При швартовке судна к причалу правым бортом (рис. 13.5) нос судна в момент погашения инерции движения вперед работой двига­теля на задний ход будет стремиться идти к причалу. Следователь­но, для предотвращения навала на причал необходимо, чтобы двига­тель на задний ход работал как можно меньше и судно не приобрело

98

Рис. 13.4.(слева) Поджатие кормы к причалу с помощью носового шпринга:

А—точка контакта судна с причалом: Р — упор винта; урсила на руле;yшпнатя­жение шпринга

Рис. 13.5.(справа)      Швартовка    судна    правым бортом

значительной инерции вращательного движения. Для этого скорость судна должна быть как можно меньше, а угол сближения с причалом лолжен быть небольшим (около 10°).

Схема маневрирования будет иметь следующий вид. Судно выхо­дит в исходную точку A1 с таким расчетом, чтобы сближение с прича­лом происходило под углом φ10°, и стопорит машину (положе­ние I) Отстояние этой точки от места швартовки A΄1B должно быть несколько большим, чем A1В в первом случае. Когда судно будет поч­ти на траверзе причала, дается на короткое время задний ход (поло­жение II). Если же в этот момент скорость движения вперед будет еще значительна, то перед подачей заднего хода руль перекладыва­ется от причала, чтобы нос судна к моменту начала работы двигателя на задний ход получил инерцию движения от причала. В этом случае вращательный момент от руля частично скомпенсирует момент, созда­ваемый боковой силой винта, и навал судна на причал будет значи­тельно ослаблен.

Если сближение с причалом под небольшим углом осуществить по условиям порта невозможно, то швартовку необходимо выполнять с помощью буксиров или отдачей левого якоря, который используется с одной стороны для погашения инерции движения вперед, с дру­гой — для облегчения разворота судна у причала.

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика