В результате того, что маневрирование судна вблизи причала осуществляется на малых скоростях, относительное воздействие ветра на судно увеличивается. В зависимости от силы ветра и направления он может как облегчать выполнение маневра, так и затруднять его, а в ряде случаев делать невозможной швартовку судна без помощи буксиров.
Под влиянием ветра судно приобретает дрейф, скорость которого будет зависеть от силы ветра и соотношения боковой площади парусности судна и площади погруженной части диаметральной плоскости.
Поэтому ветер, как правило, всегда усложняет маневрирование судов в балласте, имеющих большую парусность. В то же время слабый прижимной ветер облегчает швартовку судна с нормальной загрузкой и небольшой парусностью. Такому судну достаточно выйти на траверз причала, погасив инерцию поступательного движения вперед, и ветер подожмет его к причалу.
При этом необходимо иметь в виду, что у судна, не имеющего хода, направление дрейфа будет зависеть от взаиморасположения ЦП и ЦБС.
229
Так, при смещении центра парусности к носу ветровой момент будет стремиться развернуть нос судна в сторону причала. Такие суда должны маневрировать с таким расчетом, чтобы судно при подходе к траверзу причала полностью погасило инерцию движения вперед и располагалось параллельно причалу.
При смещении ЦП к корме целесообразнее во избежание набрасывания последней на причал подходить под некоторым углом к причалу с таким расчетом, чтобы корма в своем движении к причалу не опередила нос.
Во всех остальных случаях швартовку судна к причалу при прижимном ветре следует производить с отдачей наветренного якоря (рис. 13.6, положение I), который позволит удержать судно от чрезмерного дрейфа и использовать работу винта для сохранения управляемости, не допуская разгона судна.
Используя якорную цепь отданного якоря в качестве шпринга и переложив руль в сторону причала, судно работает машиной вперед и движется к причалу, удерживая все время якорную цепь туго натянутой (положение II).
За счет работы винта на руле даже при небольшой скорости поступательного движения создается сила, удерживающая корму судна на ветре.
В то же время туго натянутая и постепенно потравливаемая якорная цепь позволяет осуществить сближение с причалом с безопасной скоростью (положение III).
После осуществления контакта с причалом (положение IV) сразу же должен быть подан на берег носовой прижимной. Когда этот швартов будет обтянут и взят на кнехты, двигатель останавливают и, потравливая прижимной, регулируют с его помощью скорость движения кормы к причалу. При этом трос, используемый в качестве прижимного, должен будет выдерживать нагрузку . Следовательно, для этих целей должен быть использован трос с разрывной прочностью
Вполне очевидно, что это осуществимо только при определенном соотношении действующих на судно сил, которые будут зависеть как от режима работы двигателя и угла перекладки руля, так и от силы ветра и направления движения.
Как видно из рис. 13.7, под влиянием работающего на передний ход винта и натянутой якорной цепи судно будет стремиться повернуться кормой в сторону причала. В этом же направлении будет действовать и ветровой момент.
Предотвратить движение кормы в сторону причала можно только в случае, если момент, создаваемый силой, возникающей на руле за счет работы двигателя, будет больше суммы двух вышеуказанных.
Условие возможности выполнения маневра определяется неравенством
Рис. 13.6.(слева) Швартовка судна при наличии прижимного ветра
Рис. 13.7.(справа) Схема сил, действующих на судно при прижимном ветре: Xа, Ya — продольная и поперечная составляющие силы ветра; Т — натяжение якорной цепи; P — упор винта; Yр — сила на руле
Поскольку в рассматриваемом случае скорость движения судна практически равна нулю, можно считать, что сила на руле полностью определяется водяным потоком, создаваемым винтом, который работает в швартовном режиме.
При этом условии
Приведенные формулы позволяют заранее определить предельные параметры ветра, при которых возможно самостоятельное выполнение маневра для данного состояния судна (его загрузки, дифферента и др.). Методика такого расчета имеет следующую схему.
1. Определяется держащая сила якоря исходя из качества грунта в месте швартовки
2. Принимая, что максимальный упор, который может создавать винт, не может превышать 0,75—0,85Ряк, рассчитывается возникающая в этом случае сила на руле
3. Определяется величина аэродинамического момента, который может быть скомпенсирован работой руля и винта
4. Полагая, что наиболее неблагоприятные условия создадутся в случае неожиданного уваливания судна до галфинда, определяем предельную скорость ветра
При отжимном ветре опасность навала судна на причал снижается, но зато затрудняется подвод судна к причалу и резко сокращается промежуток времени, в течение которого должны быть поданы швартовы на берег, чтобы нос судна не был отброшен ветром от причала. Первыми, как правило, подаются швартовы на ветер, т. е. носовые продольные или носовые продольный и прижимной.
После закрепления у причала носа, как и при швартовке без ветра, работой двигателя на передний ход при переложенном от причала руле на носовом шпринге поджимается к причалу корма. Однако в этом случае момент от силы на руле должен быть значительно больше, чтобы можно было преодолеть давление ветра:
Как видно из формулы, чтобы шпринг наиболее эффективно способствовал поджатию кормы к причалу, необходимо подавать его как можно дальше от точки контакта судна с причалом.
Если и при этом корма плохо поджимается к причалу, рекомендуется завести кормовой прижимной швартов и начать обтягивать его шпилем.
Следует отметить, что при слабом отжимном ветре сам подход судна к причалу осуществляется в принципе как и при отсутствии ветра. При свежем отжимном ветре, направленном под небольшим углом к линии причала, сближение с причалом лучше осуществлять, следуя против ветра, что поможет быстро погасить инерцию поступательного движения вперед.
Если такая схема маневрирования невозможна, то швартовку лучше делать с отдачей подветренного якоря, который позволит за счет подрабатывания машиной удерживать нос у причала на время подачи швартовов и таким образом сделает швартовку более спокойной.