Главная / Швартовки / Швартовка судна при наличии ветра.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока нет оценок. Будь первым!)
Загрузка...

Швартовка судна при наличии ветра.

В результате того, что маневрирование судна вблизи причала осу­ществляется на малых скоростях, относительное воздействие ветра на судно увеличивается. В зависимости от силы ветра и направления он может как облегчать выполнение маневра, так и затруднять его, а в ряде случаев делать невозможной швартовку судна без помощи буксиров.

Под влиянием ветра судно приобретает дрейф, скорость которого будет зависеть от силы ветра и соотношения боковой площади парус­ности судна и площади погруженной части диаметральной плоскости.

Поэтому ветер, как правило, всегда усложняет маневрирование судов в балласте, имеющих большую парусность. В то же время сла­бый прижимной ветер облегчает швартовку судна с нормальной за­грузкой и небольшой парусностью. Такому судну достаточно выйти на траверз причала, погасив инерцию поступательного движения вперед, и ветер подожмет его к причалу.

При этом необходимо иметь в виду, что у судна, не имеющего хода, направление дрейфа будет зависеть от взаиморасположения ЦП и ЦБС.

229

 

Так, при смещении центра парусности к носу ветровой момент бу­дет стремиться развернуть нос судна в сторону причала. Такие суда должны маневрировать с таким расчетом, чтобы судно при подходе к траверзу причала полностью погасило инерцию движения вперед и располагалось параллельно причалу.

При смещении ЦП к корме целесообразнее во избежание набра­сывания последней на причал подходить под некоторым углом к при­чалу с таким расчетом, чтобы корма в своем движении к причалу не опередила нос.

Во всех остальных случаях швартовку судна к причалу при при­жимном ветре следует производить с отдачей наветренного якоря (рис. 13.6, положение I), который позволит удержать судно от чрез­мерного дрейфа и использовать работу винта для сохранения управ­ляемости, не допуская разгона судна.

Используя якорную цепь отданного якоря в качестве шпринга и переложив руль в сторону причала, судно работает машиной вперед и движется к причалу, удерживая все время якорную цепь туго на­тянутой (положение II).

За счет работы винта на руле даже при небольшой скорости по­ступательного движения создается сила, удерживающая корму судна на ветре.

В то же время туго натянутая и постепенно потравливаемая якор­ная цепь позволяет осуществить сближение с причалом с безопасной скоростью (положение III).

После осуществления контакта с причалом (положение IV) сразу же должен быть подан на берег носовой прижимной. Когда этот швартов будет обтянут и взят на кнехты, двигатель останавливают и, потравливая прижимной, регулируют с его помощью скорость дви­жения кормы к причалу. При этом трос, используемый в качестве при­жимного, должен будет выдерживать нагрузку . Следо­вательно, для этих целей должен быть использован трос с разрывной прочностью

99

Вполне очевидно, что это осуществимо только при определенном соотношении действующих на судно сил, которые будут зависеть как от режима работы двигателя и угла перекладки руля, так и от силы ветра и направления движения.

Как видно из рис. 13.7, под влиянием работающего на передний ход винта и натянутой якорной цепи судно будет стремиться повер­нуться кормой в сторону причала. В этом же направлении будет дей­ствовать и ветровой момент.

Предотвратить движение кормы в сторону причала можно только в случае, если момент, создаваемый силой, возникающей на руле за счет работы двигателя, будет больше суммы двух вышеуказанных.

Условие возможности выполнения маневра определяется нера­венством

100

Рис. 13.6.(слева) Швартовка   судна при на­личии прижимного ветра

Рис. 13.7.(справа) Схема   сил,   действующих на судно при прижимном ветре: Xа, Ya продольная и поперечная составляю­щие силы ветра;    Т — натяжение якорной це­пи; P — упор винта; Yр — сила на руле

Поскольку в рассматриваемом случае скорость движения судна практически равна нулю, можно считать, что сила на руле полностью определяется водяным потоком, создаваемым винтом, который рабо­тает в швартовном режиме.

При этом условии

101

Приведенные формулы позволяют заранее определить предельные параметры ветра, при которых возможно самостоятельное выполнение маневра для данного состояния судна (его загрузки, дифферента и др.). Методика такого расчета имеет следующую схему.

1. Определяется держащая сила якоря исходя из качества грунта в месте швартовки

102

2. Принимая, что максимальный упор, который может создавать винт, не может превышать 0,75—0,85Ряк, рассчитывается возникаю­щая в этом случае сила на руле

103

3. Определяется  величина  аэродинамического    момента,  который может быть скомпенсирован работой руля и винта

104

4. Полагая, что наиболее неблагоприятные условия создадутся в случае неожиданного уваливания судна до галфинда, определяем пре­дельную скорость ветра

105

При отжимном ветре опасность навала судна на причал снижа­ется, но зато затрудняется подвод судна к причалу и резко сокраща­ется промежуток времени, в течение которого должны быть поданы швартовы на берег, чтобы нос судна не был отброшен ветром от при­чала. Первыми, как правило, подаются швартовы на ветер, т. е. носо­вые продольные или носовые продольный и прижимной.

После закрепления у причала носа, как и при швартовке без вет­ра, работой двигателя на передний ход при переложенном от при­чала руле на носовом шпринге поджимается к причалу корма. Однако в этом случае момент от силы на руле должен быть значительно боль­ше, чтобы можно было преодолеть давление ветра:

106

Как видно из формулы, чтобы шпринг наиболее эффективно спо­собствовал поджатию кормы к причалу, необходимо подавать его как можно дальше от точки контакта судна с причалом.

Если и при этом корма плохо поджимается к причалу, рекомен­дуется завести кормовой прижимной швартов и начать обтягивать его шпилем.

Следует отметить, что при слабом отжимном ветре сам подход судна к причалу осуществляется в принципе как и при отсутствии ветра. При свежем отжимном ветре, направленном под небольшим углом к линии причала, сближение с причалом лучше осуществлять, следуя против ветра, что поможет быстро погасить инерцию поступа­тельного движения вперед.

Если такая схема маневрирования невозможна, то швартовку луч­ше делать с отдачей подветренного якоря, который позволит за счет подрабатывания машиной удерживать нос у причала на время пода­чи швартовов и таким образом сделает швартовку более спокойной.

 

 

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика