Как известно, величина силы на руле зависит от относительной скорости водяного потока. В связи с этим управляемость судна, следующего с постоянной скоростью относительно грунта, будет в значительной степени определяться как скоростью, так и направлением течения. У судна, следующего со скоростью V относительно грунта против течения, скорость которого vТ, руль будет обтекаться потоком со скоростью v=V+vТ. При следовании же судна по течению v=V— vТ, т. е. управляемость судна в первом случае будет лучше, чем во втором. Если же v= vТ, то судно, следующее по течению, вообще окажется неуправляемым. Поэтому, если возможен выбор способа маневрирования, швартовка судна против течения предпочтительнее, чем по течению. Сближение судна с причалом необходимо планировать с таким расчетом, чтобы судно могло выйти несколько вперед по течению от намеченного места швартовки В и полностью погасить к этому времени скорость относительно грунта (рис. 13.8), находясь от причала на расстоянии примерно 0,5—1,0 ширины судна (положения I, II, III). В этот момент подается и сразу же закрепляется носовой продольный, на котором судно постепенно спускается к месту стоянки (положение IV). При выполнении маневра следует иметь в виду, что уменьшение скорости реверсом двигателя на задний ход чрезвычайно нежелательно, так как это приведет к забрасыванию кормы в ту или другую сторону, в результате чего возникнет реальная угроза навала на причал носа или кормы. Для успешного и безопасного выполнения маневра он должен планироваться таким образом, чтобы падение скорости от V1 вначале маневра до V2=vT в конце происходило под влиянием действия течения. Если скорость течения мала и не превышает скорости, соответствующей минимальному числу оборотов двигателя, то в точке А1 дают «Стоп» и тогда положение точки остановки двигателя А1.
При значительной скорости течения в точке А1 производится уменьшение оборотов двигателя от п1 до n2, при котором соответствующая этому количеству оборотов скорость V2 будет равна vT. В этом случае положение точки А1 определяется: Рис. 13.8. Швартовка судна при встречном течении Если сближение с причалом приходится осуществлять под значительным угле то швартовка должна осуществляться с отдачей якоря, который поможет удержать нос судна от навала на причал в момент сближения с последним. Для выполнения маневра судно осуществляет сближение с причалом в точке, находящейся впереди места швартовки на расстоянии, примерно равном длине продольного швартова. На подход к причалу отдается якорь с противоположного причалу борта и как только судно начнет разворачиваться на якоре параллельно причалу под воздействием течения, подается носовой продольный. Потравливая якорную цепь втугую, судно на швартове спускается по течению к месту стоянки. После закрепления всех швартовов якорную цепь выбирают и втягивают якорь в клюз.
Швартовка по течению всегда осуществляется с отдачей якоря (рис. 13.9), который позволяет осуществить сближение с причалом при небольшой скорости относительно грунта, сохраняя в то же время управляемость судна за счет потока, вызванного работой винта. Для выполнения маневра (см. рис. 13.9, положение I) отдают якорь с противоположного причалу борта и вытравливают якорную цепь на столько смычек, чтобы судно могло двигаться вперед, подрабатывая машиной и волоча якорь по грунту. Как только позволят обстоятельства (положение II), подают кормовой продольный, останавливают двигатель и, потравливая швартов и якорную цепь, спускаются по течению к месту стоянки. Расчет маневра сводится, во-первых, к определению частоты вращения винта, при которой сохранилась бы управляемость судна с наименьшей нагрузкой на якорную цепь; во-вторых, к расчету количества смычек вытравливаемой якорной цепи, при котором якорь будет дрейфовать (волочиться), но в то же время не будет позволять судну развивать большую скорость сближения с причалом. Отдача якоря с таким расчетом, чтобы он забрал полностью и не имел дрейфа, недопустима в связи с опасностью разрыва якорной цепи из-за значительной скорости подхода к месту отдачи якоря, которая для сохранения управляемости судна в этот момент должна быть больше скорости тече- Рис. 13.9. Швартовка судна на попутном течении: а —схема маневрирования; б— силы, действующие на судно ния, а также потому, что якорь должен отдаваться на значительном расстоянии от причала для обеспечения свободы маневрирования во время сближения с причалом. Наиболее простое решение задачи с достаточной для практических расчетов точностью может быть получено из следующих соображений, Для сохранения управляемости винт должен иметь такую частоту вращения п, при которой скорость потока, вызванная его работой, будет больше скорости течения, т. е. vвызв>vТ. Величина является наименьшей скоростью, при которой судно начнет слушаться руля, и зависит от маневренных качеств судна. Тогда с допустимым приближением можно определить наименьшую частоту вращения винта, при которой судно будет управляемо, Очевидно, что наименьшая скорость сближения судна с причалом при условии сохранения управляемости будет в случае, если при отданном якоре и частоте вращения винта п1, соответствующей вызванной скорости vвызв=vТ , судно останется в равновесии (рис. 13.9,6). Тогда можно определить необходимую длину якорной цепи, при которой выполняется поставленное выше условие;