Главная / Швартовки / Общие принципы управления судном при выполнении швартовных операций.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока нет оценок. Будь первым!)
Загрузка...

Общие принципы управления судном при выполнении швартовных операций.

В общем случае процесс швартовки судна включает три последо­вательных операции: подход судна к причалу, разворот у причала в необходимое положение и закрепление судна у причала.

Для этого судоводителем должны быть решены следующие задачи:

выбрана исходная точка начала маневра;

намечена оптимальная траектория движения судна к причалу;

установлен режим работы маневренно-движительного комплекса судна для удержания его на заданной траектории;

определено наиболее благоприятное положение судна в момент его соприкосновения с причалом.

Характер маневрирования в каждом конкретном случае опреде­ляется размерами акватории и ее стесненностью, влиянием внешних факторов и, конечно, маневренными возможностями судна.

В связи с этим не представляется возможным дать единую схему маневрирования, пригодную для всех случаев выполнения швартовных операций.

В то же время морской практикой выработан и апробирован ряд положений, твердое знание которых позволит судоводителю составить наиболее оптимальный план маневрирования с учетом конкретно сло­жившейся обстановки.

1. К моменту начала маневрирования судно должно иметь мини­мально возможную при данных условиях скорость. Это позволит не допустить развития больших инерционных сил и тем самым облегчит в дальнейшем необходимые изменения параметров движения.

2. При движении судна с малой скоростью основная часть силы, возникающей на руле при его перекладке, создается за счет струи во­ды, которая набрасывается винтом на руль. Поэтому независимо от того, имеет ли судно движение вперед или назад или стоит на месте, руль оказывает наибольшее влияние на поведение судна, когда винт работает на передний ход, и практически не оказывает никакого вли­яния при винте, работающем на задний ход.

3. В момент дачи заднего хода и в последующем при винте, рабо­тающем на задний ход, поведение судна будет зависеть от возникаю­щих на винте и корпусе судна боковых сил. У судов с ВФШ правого вращения (или ВРШ левого вращения) корма в этих условиях при­обретает стремление отклоняться влево. Эта тенденция усиливается в случае наличия у судна дифферента на корму.

4. Указанное влияние винта на управляемость судна следует учи­тывать при выполнении р

91

азворота судна на ограниченной акватории, когда поворот судна под влиянием только одного руля выполнить не

возможно из-за того, что диаметр циркуляции превышает размеры акватории.

5. Разворот судна с ВФШ пра­вого вращения в таких условиях целесообразно делать через правый борт с периодическим реверсом двигателя.

  6. При выполнении разворота судна с помощью руля вблизи при­чальных сооружений, подводных и надводных опасностей, знаков нави­гационного ограждения или других

плавсредств следует учитывать, что судно во время поворота приобре­тает дрейф в сторону, противоположную перекладке руля.

7. Для уменьшения при швартовке силы навала первый контакт судна с причалом должен быть в районе одной из его оконечностей (а не всем бортом). Если позволяют обстоятельства, это лучше всего осуществлять в районе оконечности, которая дальше расположена от центра тяжести судна.

8. При самостоятельном выполнении швартовки (т. е. без помощи буксиров) первой к причалу подводится оконечность судна, которая в данный момент хуже управляется. У одновинтового судна без ПУ это будет нос.

9. Желательно, чтобы в момент контакта с причалом судно не имело поступательного движения вдоль причала. Это повысит безо­пасность выполнения швартовной операции и исключит возможность повреждения отбойных устройств причала.

Кроме того, при движении судна в непосредственной близости от причала возникают силы присоса, под влиянием которых может прои­зойти навал на причал более близкой оконечности.

Оптимальные условия при этом создаются, когда на заключитель­ной стадии сближения судна с причалом оно имеет боковое смещение в сторону причала при одновременном наличии вращательного движе­ния, как показано на рис. 13.1.

10. При нахождении судна в непосредственной близости от сплош­ной причальной стенки работающий на задний ход винт всегда бу­дет отбрасывать корму от причала независимо от направления его вращения.

11. Независимо от того, планируется ли выполнение швартовной операции с отдачей якоря или без отдачи, якоря должны быть подго­товлены к отдаче до начала маневрирования.

12. До начала швартовки должны быть подготовлены к работе и апробированы на холостом ходу все швартовные механизмы, а сами швартовы раскатаны из бухт или швартовных вьюшек и разнесены длинными шлагами по палубе. Огоны швартовов должны быть прове­дены через клюзы наружу и загнуты внутрь судна. На носу и корме судна следует подготовить не менее 3—4 бросательных концов, а так­же необходимое количество кранцев. Тросовые стопоры должны быть закреплены на соответствующих кнехтах. Рекомендуется иметь зара­нее составленную схему оптимальной заводки швартовов.

13. Заблаговременно необходимо произвести общую подготовку судна к выполнению швартовки, как и при постановке судна на якорь (см. п. 12.2).

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика