При контроле исправности обмоток машин переменного тока проверяется наличие обрывов и витковых замыканий. Если внешним осмотром обнаружить место виткового замыкания не удается, поврежденную фазу можно найти по уменьшению ее сопротивления или с помощью трех амперметров. Во избежание сильного местного нагрева обмотки проверку проводят при 30-50 % напряжения сети. При малом числе короткозамкнутых витков поврежденную фазу таким способом не всегда удается определить. В этом случае машину приходится разбирать. В заводских условиях для нахождения поврежденной фазы используют приборы СМ 2, ЕВ-1, ЕЛ-1УД.
Место повреждения обмотки можно найти с помощь» простого приспособления в виде рукоятки, на конец которой надет шарикоподшипник . Внутреннее кольцо подшипника неподвижно зажато двумя шайбами из изоляционного материала» выступающими над наружным кольцом подшипника на 0,3-0,5 мм. Наружное кольцо может свободно вращаться. Приспособление вводят в статор разобранной электрической машины так, чтоб» наружная изоляционная шайба касалась железа, и медленно обводят им внутреннюю поверхность статора. На статор Подают 10-15 % номинального напряжения. Под действием вращающегося поля статора кольцо подшипника начнет вращаться. Над пазами, в которых имеются межвитковые замыкания в обмотках, кольцо перестанет вращаться.
Из-за отсутствия маркировки начал и концов фаз при подключении электродвигателя может быть неправильно включена одна из фаз обмотки статора (фаза “перевернута”). Проверка сводится к определению начала и конца каждой фазы.