Предлагаемый метод использования диаграммы может быть расширен на случай получения пробоины и поступления воды внутрь судна. Попадающая внутрь корпуса вода заполняет одно из помещений. При этом возможны различные варианты затопления. Рассмотрим случай, когда вода поступает в помещение, расположенное над точкой контакта с мелью. Причем пробоина настолько глубокая, что затапливается не только междудонная цистерна, но и отсек судна. Наиболее опасный случай при этом, когда отсек сообщается с забортной водой, т.е. является отсеком третьей категории. Определить уровень воды в затопленном отсеке помогает условие, что судно в этом сечении сидит на мели, и следовательно уровень воды совпадает с осадкой в районе мели – dМ.
Количество воды, влившейся при этом в отсек зависит от характера и количества груза в трюме. Обычно для подсчета объема воды, попавшей внутрь судового помещения, используют коэффициент проницаемости отсека -m.
Численно этот коэффициент равен отношению объема влившейся воды и объему отсека: m = uВ /uОТС
к сожалению, точное значение этого коэффициента, как правило, не известно. Только для пустых помещений m » 0,98. Обычно в справочниках о непотопляемости даются значения коэффициентов m для различных помещений и грузов, перевозимых в трюмах. Например для помещения с зерном считается m = 0,6, для лесного груза m = 0,35 и т.д.
В случае, если груз заполняет трюм не полностью, нужно вводить разные коэффициенты проницаемости для объемов занятых грузом и вышерасположенных пустых объемов. Конечной целью первого этапа расчетов по непотопляемости является определение количества воды, попавшей внутрь судна. Масса поступившей воды вычисляется по формуле:
mB = r · m · uОТС (10)
где r – плотность забортной воды
uОТС– объем отсека до уровня влившейся воды (который в нашем
случае равен dМ).
Рассмотрим, как это отразиться на диаграмме (рис.8). Первоначальная рабочая точка А должна быть сдвинута вдоль линии АВ вправо на величину массы влившейся воды mB.
Точка В как и раньше характеризует положение судна на мели, а точка А2 – судно с затопленным по уровень dМ помещением над точкой контакта. Дальнейшие работы по уменьшению реакции и снятию судна с мели ведутся как рассмотрено выше в гл. 2 – 3 , но из точки А2, а не А.
Если пробоина находится впереди точки контакта с грунтом, т. е. судно, пробив днище по инерции проскочило вперед и застряло на мели, то точка А должна быть передвинута в другое положение – по горизонтали на массу влившейся воды mB. Уровни воды в отсеке и за бортом судна в районе пробоины в соответствии с правилом сообщающихся сосудов будут совпадать. Как найти осадку в любом сечении судна – хАВ было показано выше. По вертикали точка А сдвигается на величину mB хАВ. Полученная новая точка А3 является исходной для дальнейших расчетов.
Чтобы эта точка не «плавала» по полю диаграммы необходимо заделать пробоину. Это тем более надо сделать, так как после схода с мели с не заделанной пробоиной судно может утонуть. Однако, возможны случаи, когда в связи с ухудшающейся обстановкой приходится идти на снятие с мели с не заделанной пробоиной.