Посадка судна на мель является одной из возможных видов аварийных ситуаций. В наиболее опасных случаях такая ситуация угрожает не только самому судну, но и окружающей среде. Спасение крупнотоннажных судов, попавших на мель, всегда вызывает большие трудности. Чаще всего при проведении спасательных операций используются, следующие способы:
- разгрузка аварийного судна для самостоятельного схода судна с мели
- дифферентовка аварийного судна для самостоятельного схода судна с мели
- стаскивание с мели с помощью буксиров или работой винта аварийного судна на задний ход.
Решения по выбору способа снятия судна с мели должны приниматься оперативно, так как положение аварийного судна может ухудшаться вследствие волнения, колебания уровня воды при приливах и отливах и т.д. Для принятия обоснованного решения необходимо выполнить ряд расчетов, связанных с определением исходной информации, влияющей на выбор способа проведения операции.
Ниже предлагается достаточно точный способ, позволяющей судоводителю в течение нескольких минут получить исходную информацию для проведения спасательных операций по снятию судна с мели.
Предлагаемый метод позволяет оперативно определить реакцию грунта и координаты точки касания. Кроме того, достаточно просто оценить изменение реакции при различных вариантах разгрузки судна, его дифферентовке, колебаниях уровня воды и т.д.
Для решения задачи необходимо нанести на диаграмму две рабочие точки. Первая А – соответствует посадке судна до аварии. Вторая В(аварийная точка) – соответствует положению аварийного судна при его посадке на мель. Положение рабочих точек определяется по фактическим значениям осадок носом и кормой.
В качестве примера на рис.3 нанесены две рабочих точки А и В для судна длиной L = 100 м. Этим точкам соответствуют следующие параметры:
- до аварии: dн = 5м, dк = 6м
- после аварии: dн = 4м, dк = 6,2м
Вычисление удобнее производить в следующем порядке:
I. Определение реакции грунта – R и координаты точки касания судна с мелью.
Величина R численно равна потере водоизмещения при проходе из точки А в точку В, т.е.
R = ∆A – ∆B или R = ∆WA – ∆WB
( горизонтальное расстояние по оси абсцисс от проекции точки А до проекции точки В).
В рассматриваемом примере реакция грунта, как видно из рис.3 приблизительно равна:
R = 5000т – 4600т = 400т
При необходимости более точного определения величены реакции нужно вводить поправку на возможный изгиб корпуса. Для этого вначале вычисляют стрелки прогиба судна до и после аварии. Если их значения совпадают, т.е. изгиб
судна не изменился после попадания на мель (или изменился мало) поправки можно не вычислять. В общем случае, нужно по формуле (3) определить поправки к водоизмещению до и после аварии и учесть их при вычислении реакции грунта.
Координата точки касания с грунтом – хМ определяется по разности ординат точек А и В, т.е. дополнительному продольному моменту, создаваемому реакцией:
dМХ = RXМ
В нашем примере МXA = 16000 тм
МХВ = 8800 тм и dМХ = 7200 тм = RXМ
Определение координаты «YМ» при наличии крена судна будет рассмотрено ниже в главе 5.
II. Определение осадки в точке касания судна с грунтом.
Приближенно осадку в точке касания судна с мелью dМ можно определить по формуле (6). Для нашего примера имеем:
При наличии большой стрелки прогиба, осадку в точке касания с грунтом согласно работы [ 2 ] рекомендуется вычислять по формуле:
где dd0 – изменение средней осадки при аварии
хF – абсцисса центра тяжести площади ватерлинии
Осадку dM можно получить и графически, построив по трем фактическим осадкам dН , dК , d аварийную ватерлинию и нанеся ее на силуэт судна, снимают осадку dМ в сечении с абсциссой хМ.
III. Нанесение на диаграмму линии осадки в точке касания судна с грунтом.
Для понимания дальнейшего очень важно уяснить следующее: все повороты судна, сидящего на мели, осуществляются вокруг точки касания судна с грунтом. То есть, осадка в сечении судна х = хМ при различных дифферентовках и разгрузках судна (вплоть до его схода с мели) будет оставаться практически одинаковой. В нашем примере эта осадка равна dМ = 4,7 м.
Разумеется, имеет смысл нанести на диаграмму эту линию, ведь именно по ней будут перемещаться рабочие точки аварийного судна при его дифферентовке и разгрузках.
Проведение этой лини очень важно и позволяет производить дальнейшие вычисления и наметить план снятия судна с мели.
При передвижении рабочей точки А в любую точку на линии dМ =4,7 м реакция мели обращается в ноль и судно самостоятельно сходит с мели.
Построение этой линии достаточно просто. Во-первых, она проходит через точку В (аварийная точка). Дальше можно воспользоваться Выводом 2 и найти на диаграмме точки, соответствующие dМ = 4,7 м.
Задаваясь любыми значениями осадок носом dнi (рис.4) и проведя их на прямую линию через точку dМ = 4,7 м.
Определяют соответствующие значения кормовых осадок для произвольного угла дифферента Y по формуле:
В первом приближении эту линию можно провести через две точки, одна из которых будет точка В, а вторая – точка С, в которой dН = dК = dМ = 4,7 м. То есть точка С соответствует положению судна без дифферента со средней осадкой dСР = 4,7 м. На рис.3 эта линия проходит через точки В,С,D,Е.
4. Снятие с мели.
В теории судна доказывается, что действие реакции, возникающей при посадке судна на мель, эквивалентно снятию груза. Соответственно груз, по массе равной реакции грунта, должен сниматься как бы в точке касания судна с мелью.
Таким образом, при снятии с судна этого груза из помещения с абсциссой хМ, оно из точки А, соответствующей начальному, до-аварийному состоянию, также передет в точку В. При этом осадка в районе предполагаемого контакта с мелью станет равной 4,7 м, т.е. окажется равной осадке в этом месте при контакте с грунтом. Если судно при этой осадке подвести к мели, реакция грунта будет равна нулю. Разумеется, это справедливо и для любого другого положения судна, у которого осадка в районе предполагаемого места контакта с мелью окажется равной 4,7 м.
Для самостоятельного схода судна с мели надо из точки А на диаграмме попасть на линию dМ при х = хМ. В нашем примере dМ = 4,7 м. На рис.3 эта линия проведена в соответствии с рекомендациями этапа 3.
Переместить точку А на эту линию можно различными способами, например:
- Перемещение груза, т.е. создание дифферентующего момента – М диф..
При этом точка А будет перемещаться вертикально вниз. Необходимая величина М диф. находится как разность ординат точек А и Е (рис.3) и равна приблизительно 16000 т.м. Попутно определяется возможность выполнения такой операции с точки зрения ограничений по осадке в корме. При дифферентовке возможен контакт кормы с грунтом. В нашем случае для самостоятельного схода с мели погружение кормы должно быть равным приблизительно 7,5 м (через точку Е на диаграмме проходит линия dК = 7,5 м). Если в районе кормы у аварийного судна глубина менее 7,5 м, то способ дифферентовки не выполним.
- Снятие груза.
Снять груз массой m можно из любого помещения на судне с координатой х. При этом рабочая точка А передвинется по оси абсцисс на величину снятого груза – m, а вдоль оси ординат на величину – m·х.
На рси.3 точка D соответствует разгрузке из трюма, расположенного на миделе судна х = 0 необходимое количество снятого груза, для самостоятельного схода с мели равно разности абсцисс точек А и D. В нашем примере:
m = DА – DD = 5000 – 4200 = 800 т
Предлагаемый метод позволяет наметить оптимальный способ спасения судна. Например, уже получено три возможных варианта схода судна с мели:
- Снять 400 т груза из помещения с координатой х = хМ =18 м.
- Создать дифферентующий момент Мдиф. = 16000 т м (осадка в корме при этом достигнет » 7,5 м).
- Снять 800 т груза из центрального трюма (х = 0), (осадка в корме » 5,5 м).
При невозможности или нежелании выполнить самостоятельный сход судна с мели за счет его разгрузки или дифферентовки, обычно прибегают к работе винта на задний ход или на снятие с мели с помощью буксиров.
В этом случае стягивающее усилие должно превосходить силу трения судна о грунт с учетом ряда дополнительных факторов (силы ветра, волнения, сдвигания грунта и т.д.). Учет этих последних факторов выходит за рамки рассмотрения данной работы и содержится в специальной литературе [2,3].
Сила трения равна произведению реакции грунта R на коэффициент трения. Зная способность своего судна по созданию тяги винта на заднем ходу, можно приближенно оценить возможность схода судна с мели.
Коэффициент трения зависит в основном от вида грунта и приближенно равен [2]:
для мелкого песка – 0,35 ¸ 0,40 для крупного песка – 0,40 ¸ 0,44
для гравия – 0,42 ¸ 0,45 для гальки – 0,50 ¸ 0,52
для камня – валуна – 0,40 ¸ 0,42 для глины – 0,15 ¸ 0,40
для суглинка – 0,2 ¸ 0,43 для ила – 0,1 ¸ 0,2
для гладкой плиты – 0,7 ¸ 0,78
Для грубой оценки можно принять, что тяга винта на заднем ходу для транспортных судов пропорциональна мощности ГЭУ и каждый 1кВт мощности создает 7- 10 кг тяги заднего хода. Если мощность ГЭУ нашего судна равна, например, 3000 кВт, то тяга на стопе при работе винта на задний ход составит
» 21¸30 т. ( 200-300 кН).
При реакции грунта R = 400 т и коэффициенте трения о грунт КТР = 0,2, сила трения составит :
FТР = КТР · R = 0,2 · 400 = 80 т
Т.е. для снятия судна с мели работой винта на задний ход нужна сила по крайней мере в 2-3 раза большая. В этом случае необходимо постараться уменьшить реакцию.
Предлагаемый метод позволяет выполнять контролируемый способ уменьшения реакции грунта, что крайне важно для снятия судна с мели с помощью буксиров или усилий самого судна.
По диаграмме легко вычисляется изменения реакции R и посадки судна при любых перемещениях груза и частичных разгрузках судна из произвольного помещения с координатой – х.
Решение такой задачи достигается путем перемещения исходной точки А по горизонтали на величину массы снятого груза – m, а по вертикали на величину момента этой массы – m·x.
Новая точка А1 (рис.5) станет исходной для определения интересующих нас величин.
Для определения реакции из нее надо провести отрезок А1В1 параллельно линии АВ. Точка В1 лежит на линии dM= 4,7м и соответствует новому положению судна на мели. Новая реакция R1 определится как разность абсцисс точек А1 иВ1 т.е.:
R1= DA1 – DB1
Для определения новых осадок dН и dК необходимо снять их значения, для точки В1. На рис. 5 семейства кривых dН = const и dК = const не показаны, чтобы не загромождать ими рисунка.
Из рис.3, где эти линии представлены, определим как изменится реакция грунта и посадка аварийного судна, если создать дифферентующий момент Мдиф. = 10000 т.м. Для этого переносим рабочую точку А на диаграмме ( рис.3) вниз на величину Мдиф.= 10000 т.м.
Новой точке А1 соответствуют осадки dН = 4м, dК = 7м.
Реакция грунта в соответствии с рисунком определяется как разность абсцисс точек А1 и В1 ( отрезок А1 В1 проводится параллельно АВ) и численно равна:
R1 = DА1 – DВ1 =5000 – 4870 » 130т
для более точного определения нового значения реакции R1 можно воспользоваться тем, что треугольники АВЕ и А1 В1 Е1 на рис.3 подобны. Поэтому соотношение новой и старой реакции пропорционально отношению сторон треугольников.
В этом случае сила трения уменьшится и станет равной:
FТР = КТР·R1 = 0,2·130 = 26т
В результате возможен сход судна с мели при работе винта на задний ход, т.к. тяга заднего хода может достигнуть около 30т.