Правила оформления и расследования происшествий вызвавших порчу или утрату промыслового вооружения.
В процессе эксплуатации промысловых судов возникают разнообразные имущественные или гражданские правоотношения.
Имущественные отношения – отношения социальные, общественные. Они возникают и существуют между субъектами гражданского права по поводу пользования соответствующим имуществом (судном, орудиями промысла).
Имущественная ответственность может быть различной в зависимости от обстоятельств. Договорная ответственность наступает в случае нарушения обстоятельства, возникшего из договора международного соглашения. Внедоговорная ответственность имеет место тогда, когда вред, убытки или иные последствия причинены потерпевшей стороне лицом, не состоящим с ней в договорных отношениях.
Основанием для применения к судовладельцу мер гражданско-правовой ответственности является совершение лицом (например, капитаном) правонарушения.
Противоправность поведения плавсостава может выражаться в различной форме, например в ненадлежащем выполнении Устава службы на судах флота рыбной промышленности, Правил совместного плавания и ведения промысла, МППСС-72, МАРПОЛ-73/78 и других нормативных актов, в которых закреплены обязанности и права других лиц. Однако правомерные действия соответствующего лица не влекут за собой материальной ответственности, за исключением случаев, когда возмещение вреда правомерными действиями предусмотрено законом (например, при общей аварии). Не являются противоправными действия лица, которые совершены в состоянии крайней необходимости (стихийных сил природы, тяжелой болезни и т. д.).
Не может быть признано противоправным такое поведение лица, когда вред или убытки причинены им при осуществлении своего права, если это происходило в рамках, установленных законом.
Важным условием имущественной ответственности является причинение вреда личности или имуществу. Под вредом понимается всякое умаление личного или имущественного блага. По советскому праву материальный ущерб подлежит возмещению в установленном объеме.
Для привлечения виновного лица к имущественной ответственности необходима причинная связь между противоправным поведением лица и наступившими невыгодными последствиями. Иными словами, причинная связь означает такую связь между явлениями, при которой одно явление предшествует другому и порождает его (например, ошибка судоводителя приводит к аварии и кораблекрушению).
Наконец, одним из обязательных признаков имущественной ответственности является вина лица. Статьи 37, 38 и др. Основ гражданского законодательства указывают на вину как на условие гражданско-правовой ответственности. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Однако по отдельным правонарушениям ответственность может наступить и без вины (например, оператора ядерных судов при загрязнении моря).
Закон различает вину умышленную и неосторожную.
Умысел имеется в том случае, когда лицо предвидело противоправный характер своего поведения и возможность наступления отрицательных последствий, но сознательно не предотвращало их.
Вина в форме неосторожности имеет место тогда, когда лицо хотя и не предвидит неблагоприятных последствий своего противоправного поведения, но по обстоятельствам дела должно и могло их предвидеть и предотвратить. .
Гражданское законодательство знает ряд случаев ответственности лиц независимо от вины. В частности, она наступает при причинении вреда жизни и здоровью граждан (в том числе экипажа судна).
Обязанность возместить имущественный ущерб возлагается на юридическое лицо (на БПО или судовладельца), если ущерб причинен действиями или бездействием служащих этого юридического лица при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В случае возникновения спора между субъектами гражданского правоотношения он разрешается судебными или арбитражными органами.
Лицо, обращающееся в суд или арбитраж с просьбой о защите своего субъективного права или юридического интереса, называется истцом.
Лицо, которое привлекается судом или арбитражем к ответу по просьбе истца как нарушитель прав и интересов последнего, называется ответчиком.
Истцом и ответчиком могут быть граждане (в том числе члены экипажа судна) и юридические лица (например, судовладелец или орган управления).
Иск предъявляется путем подачи искового заявления в письменной форме. В заявлении должны быть указаны наименование судна, которому подается заявление; наименование истца и его местонахождение; наименование ответчика; требования истца и обстоятельства, на которых основываются требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Защита нарушенного или оспариваемого права осуществляется в течение определенного времени, которое называется исковой давностью. По истечении этого срока лицо не может осуществить свое право в принудительном порядке.
Общий срок исковой давности – три года, а по искам государственных организаций друг к другу – один год. Однако в ряде случаев законодательством установлены сокращенные сроки (в основном по искам в связи с перевозкой грузов, багажа, пассажиров, а также по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования судна на время буксировки).
Течение срока исковой давности начинается с того дня, когда у лица возникло право на иск, а такое право возникает со дня, когда лицо узнает или должно было узнать о нарушении своего права.
Срок исковой давности приостанавливается в следующих случаях: 1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (например, шторм, наводнение и т. д.); 2) если Правительством РФ установлен мораторий (отсрочка исполнения), который устанавливается при исключительных случаях: 3) если истец или ответчик находится в экстремальных условиях.
Перерыв течения исковой давности наступает в тех случаях, когда предъявляется иск в установленном порядке либо когда обязанная сторона совершает действия, свидетельствующие о том, что она признает свой долг.
Рейтинг статьи
Примечание : Оцените статью!