Характеристики управляемости зависят от водоизмещения судна, угла перекладки руля, скорости хода, крена, дифферента и воздействия внешних условий (ветра и течения). Влияние водоизмещения на характеристики управляемости находит отражение и в требовании определять элементы циркуляции для двух крайних водоизмещении судна, в балласте и в грузу. Наиболее определенной является зависимость выдвига от водоизмещения. При известном значении l1´при D’ можно определить l1“ при D” по выражению
l1“ = l1´+(0,025…0,031)(D’ – D”)
Меньшие значения коэффициента соответствуют плохо обтекаемым корпусам.
Зависимость элементов циркуляции от угла перекладки руля является более определенной: чем больше угол перекладки руля, тем меньше элементы циркуляции.
Скорость судна практически не влияет на величину диаметра установившейся циркуляции DЦ для промысловых судов, но остальные характеристики (особенно выдвиг l1 и тактический диаметр D1) зависят от начальной скорости, принимая меньшие значения с ее уменьшением. На этом основана рекомендация при выполнении крутых поворотов на ограниченной акватории: сначала остановить судно, а затем переложить руль и дать полный ход вперед.
Крен судна независимо от причин его появления ухудшает управляемость: судно стремится развернуться в сторону приподнятого борта. Дифферент на нос улучшает поворотливость, а дифферент на корму ухудшает ее, вызывая увеличение выбега и DЦ. Поскольку на судне имеются кривые циркуляции, определенные для обычного дифферента и данных водоизмещении, необходимо учитывать, что при изменении дифферента характеристики могут значительно отличаться от табличных.
Ветер оказывает существенное влияние на управляемость судна, вызывая дрейф и разворот судна. Воздействие ветра зависит от загрузки судна, распределения площади парусности, скорости и направления ветра. Выявлено два направления наибольшего воздействия ветра. При курсовых углах 50… 60º у судов наблюдается наибольший угол дрейфа, а при углах 130…150º возможна потеря управляемости.
Течение не оказывает влияния на управляемость, когда рассматривается движение относительно воды. При рассмотрении движения относительно грунта течение, как и ветер, существенно изменяет характеристики управляемости. При известном значении скорости и направления течения можно перестроить кривую циркуляции с учетом его воздействия и использовать ее в практических целях.