ГОТОВНОСТЬ К АВАРИЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Общие принципы. Международные и национальные требования к готовности судов и судового персонала к действиям в аварийных ситуациях не ограничивают Компании и капитанов судов в установлении специальных норм и правил подготовки судового персонала, учитывающих специфику судов Компании и района их деятельности.
Готовностью судов и экипажей к действиям в аварийных ситуациях в Компании должны ведать специально уполномоченные на то лица (лицо).
Компания должна предъявить для освидетельствования свою систему обеспечения действий экипажей в аварийных ситуациях: 1) планы оборудования судов специальными средствами;
2) планы теоретической и тренажерной подготовки капитанов, судовых офицеров и членов судовых команд;
3) судовые расписания по тревогам всех судов;
4) процедуру судовых сообщений об аварийных ситуациях и случаях и процедуру их обработки в Компании;
5) порядок действий должностных лиц и подразделений Компании при получении аварийных сообщений, порядок взаимодействия с органами Министерств: транспорта, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, обороны, местными властями и другими властными структурами.
Все лица судового экипажа обязаны знать и выполнять правила и инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, а также санитарные правила.
Член экипажа, обнаруживший ненормальную работу или состояние какого-либо технического средства, должен доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику).
Вывод из эксплуатации любого судового технического средства производится только с разрешения старшего помощника капитана (старшего механика) с обязательным уведомлением о полученном разрешении соответствующего вахтенного офицера.
Организация борьбы за живучесть судна имеет целью рациональное распределение и использование людей, технических средств, аварийного инвентаря и материалов для эффективных действий по обеспечению водонепроницаемости корпуса, предупреждения возникновения и распространения пожаров и взрывов, сохранения остойчивости, прочности и непотопляемости.
Параллельно организуется работа по подготовке к оставлению судна, если в этом возникает необходимость.
Развитие событий в аварийных ситуациях не может быть точно предсказано. Поэтому выработанный практикой опыт действий капитанов и экипажей судов в аварийных ситуациях (оказание помощи, пожар, столкновение, смещение груза, нападение пиратов и т.д.) следует излагать в форме рекомендаций, которые не должны ограничивать капитана в принятии решений, которые он посчитает эффективными в конкретных условиях и обстоятельствах.
Цели объявления тревог. Цель общесудовой тревоги — мобилизация экипажа для противостояния опасности (пробоине, возможным столкновениям, посадке на мель или нападению пиратов и т.д.).
Расписание по общесудовой тревоге должно предусматривать:
1) распределение экипажа на вахту и аварийные партии (группы);
2) места сбора — основные и резервные для пассажиров и членов экипажа, не входящих в состав вахты (члены экипажа, несущие вахту в момент объявления тревоги, направляются в места сбора после их замены или по указанию капитана);
3) обязанности по установлению радиосвязи с судовладельцем и другими судами;
4) обязанность по выставлению текущих координат судна на автоматическом податчике сигналов тревоги и бедствия (АПСТБ) и аварийном буе (если это возможно);
5) ответственных за подготовку к спуску спасательных средств и другие действия в соответствии с Международной конвенцией СОЛАС-74.
Целью пожарной тревоги является информация пассажиров и экипажа о факте обнаружения пожара для сохранения людей, скорейшей локализации огня и его погашения. Поэтому расписание по борьбе с пожаром должно предусматривать (в дополнение к общесудовой тревоге):
1) ответственных за сбор и эвакуацию пассажиров (на пассажирском судне);
2) ответственных за ввод в действие противопожарных систем и средств;
3) лиц, допущенных к работе в изолирующих дыхательных аппаратах, для эвакуации людей из задымленных помещений, разведки очага пожара и его тушения;
4) ответственных за оказание медицинской помощи.
Расписание по спуску дежурной шлюпки («Человек за бортом») должно предусматривать:
1) место сбора дополнительных наблюдателей на ходовом мостике;
2) ответственных за подготовку к спуску дежурной шлюпки;
3) командира (заместителя командира) и экипаж дежурной шлюпки;
4) обязанности по оповещению с помощью различных средств (радио, телеграф, радиотелефон, флаги МСС, прожектор и др.);
5) ответственных за оказание медицинской помощи и принятие людей на борт, места сбора членов экипажа (кроме вахты).
Расписание по оставлению судна должно предусматривать:
1) ответственных за проверку отсутствия людей во всех помещениях судна (не менее двух на каждый жилой отсек или группу помещений);
2) командиров, заместителей командиров (старшин), ответственных за подготовку к спуску и спуск каждого спасательного средства;
3) распределение пассажиров и экипажа по спасательным средствам с учетом необходимости обеспечить работу двигателя, радиосвязь и медицинскую помошь;
4) обязанности по подносу к спасательным средствам дополнительного имущества, включая переносимую радиостанцию и аварийный буй, выставлению координат на АПСТБ и подачу сигнала бедствия, выключению судовой вентиляции, спасению карты, судовых документов, ценностей.
Организация готовности экипажей. Система подготовки к спасению и борьбе за живучесть призвана обеспечить у каждого члена экипажа умение:
1) различать сигналы тревог;
2) надевать спасательный жилет и гидротермокостюм, правильно прыгать в воду;
3) держаться на воде;
4) сбрасывать (спускать) за борт и использовать спасательные плоты;
5) готовить к спуску спасательную шлюпку;
6) запускать шлюпочный двигатель, отдавать шлюптали, отходить от борта судна;
7) использовать аварийные шлюпочные радиостанции, переносные УКВ-радиостанции;
8) находить и использовать снабжение в шлюпке;
9) пользоваться пиротехникой;
10)оказывать первую медицинскую помощь, используя набор лекарств в шлюпочной аптечке;
11)пользоваться шторм-трапами и шкентелем с мусингами;
12)кратко и четко докладывать обстановку; 13)использовать спасательные круги;
14) работать с различными видами огнетушителей и переносных пеногенераторов;
15) работать ствольщиком;
16) использовать изолирующие дыхательные аппараты и снаряжение пожарного;
17) использовать различные приемы тушения пожара;
18) заделывать пробоины.
Каждый член экипажа должен знать на своем судне:
1) его конструктивные особенности;
2) в деталях место несения вахты и помещение по заведыванию;
3) обязанности по тревогам;
4) расположение спасательных кругов, рожков, огнетушителей, аварийного пожарного насоса и аварийного дизель-генератора, станций пожаротушения, шлюпок, спасательных плотов, запасных жилетов, аварийных постов, помещений с противопожарным имуществом, ящиков с пиротехникой, доски с ключами;
5) номера телефонов мостика и у трапа;
Командный состав, кроме того, должен знать:
1)обязанности своих подчиненных в аварийной партии или группе по тревогам;
2) порядок спуска на воду спасательных шлюпок;
3) основы управления спасательными средствами на воде;
4) системы пожаротушения и правила их использования;
5) способ расчета поступления забортной воды через отверстия в корпусе и производительность основных и переносных водоотливных средств.