Организация, порядок и обеспечение выхода конвоя из пунктов базирования определяются руководящими документами по конвойной службе, а также документами, разработанными на каждом флоте применительно к местным условиям. В последних учитываются особенности, свойственные каждому пункту базирования (например, географическое положение, степень опасности от различных видов нападения противника, наличный состав сил и средств обеспечения и др.).
Выход судов конвоя может осуществляться совместно из одного пункта или отдельными группами с
охранением из нескольких пунктов базирования. Обеспечение имеет целью создать благоприятные условия для его скрытности, защиты от оружия массового поражения, надежной обороны от всех видов нападения противника и навигационной безопасности плавания кораблей и судов. Для обеспечения выхода используются силы и средства военно-морской базы, соединений и частей ПВО, а также кораблей охранения конвоя. В интересах скрытности выхода конвоя обеспечивающие мероприятия должны проводиться по возможности без резкого нарушения системы повседневных мероприятий в районе базирования.
При угрозе применения ядерного оружия сосредоточение большого количества судов в пунктах базирования совершенно недопустимо. Необходимо помнить, что основной недостаток портов — их уязвимость при воздействии оружия массового поражения, поскольку большинство портов построено без учета такого нападения с близким друг от друга расположением причалов и портовых сооружений на малой территории. Поэтому в современных условиях для формирования конвоев должны избираться прибрежные обороняемые от ударов противника и безопасные от мин районы моря, обеспечивающие рассредоточенную стоянку и свободу маневрирования, а подходы судов в районы формирования планироваться с расчетом самого минимального срока стоянки судов в ожидании начала движения.
Съемка с якоря (швартовов) и выход судов конвоя производятся в установленной последовательности по приказанию командира конвоя. Движение судов и кораблей охранения конвоя по рейду осуществляется согласно действующим на флоте (флотилии) правилам рейдовой службы.
При выходе (входе) конвоя в любых условиях видимости безопасность плавания по фарватерам обеспечивается использованием судами и кораблями охранения действующей на флоте навигационно-гидрографической системы. Выход судов из порта (с базы) производится по боевой готовности № 1 (по боевой тревоге) с соблюдением мер скрытности. Использование судами радиолокационных станций при выходе запрещается, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения навигационной безопасности судовождения или при отражении нападения противника.
Управление судами при выходе осуществляется, как правило, с помощью зрительных средств или УКВ. При этом использование УКВ связи строго ограничивается, а передача на коротких и промежуточных волнах допускается только при передаче донесений об обнаружении противника, мин и об авариях.
При выходе конвоя из порта (с базы, рейда) капитаны судов должны строго выдерживать назначенные интервалы между судами. Построение судов конвоя в походный порядок производится по сигналу командира конвоя в районе формирования конвоя. Главное в начальной стадии движения конвоя — своевременное занятие и удержание судном своего места в строю, для чего необходимо отрегулировать скорость хода судна, внимательно наблюдать за сигналами в конвое и быстро их исполнять.
В последующем, на переходе, капитан судна обязан обеспечить точное счисление своего пути, соблюдение места в ордере, постоянную готовность оружия к действию, наблюдение за морем, воздухом и всеми сигналами, соблюдение маскировочных мероприятий, быстрые ответы на запросы кораблей охранения и командиров конвоя и отряда судов, соблюдение режима работы радиосвязи, радиолокационных станций, эхолота и т. д. При всех обстоятельствах капитан судна отвечает за безопасность своего судна.
При атаке конвоя противником во время выхода (входа) из пункта формирования и при следовании по фарватеру охраняемые суда продолжают вести самооборону. Корабли охранения отражают атаки противника в соответствии с обстановкой.
Вход (выход) конвоя в пункты укрытия обеспечивается, как правило, силами охранения конвоя. В некоторых случаях вход может обеспечиваться и силами военно-морской базы совместно с силами охранения. Первыми в пункт укрытия входят суда. Порядок входа транспортов устанавливает командир конвоя. Если минная обстановка в районе пункта укрытия сложная, то суда с ценным грузом входят в пункт укрытия последними. Силы охранения производят поиск подводных лодок противника, разведывательный поиск мин, осуществляют ПВО и ПКО и входят в пункт укрытия после судов в последовательности, определяемой командиром конвоя. Часть сил охранения выделяется для несения дозора, осуществления поиска подводных лодок и разведывательного поиска мин в соответствии с планом обороны конвоя в пункте укрытия.
Диспозиция судов и кораблей охранения конвоя при стоянке в пункте укрытия должна отвечать требованиям обороны, защиты и удобства выхода в море в кратчайший срок.
Суда из пункта укрытия при следовании до района построения выходят группами или по одному с непосредственным охранением или без него в зависимости от обстановки. Очередность и порядок выхода устанавливает командир конвоя. Аварийно-спасательное обеспечение конвоев при выходе (входе) из пунктов осуществляется спасательными отрядами военно-морских баз, в зоне которых находятся эти пункты, а также спасательными отрядами, формируемыми для обеспечения конвоев на переходе, или отдельными спасательными судами, включенными в состав конвоя.
При повреждениях или авариях, связанных с потерей хода, капитан судна доносит командиру конвоя о характере повреждений и ориентировочном сроке устранения их. Буксировка поврежденного судна осуществляется по приказанию командира конвоя.