Главная / Правила судоходства / Расчет силы, необходимой для снятия судна с мели
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока нет оценок. Будь первым!)
Загрузка...

Расчет силы, необходимой для снятия судна с мели

 

В целях определения необходимой силы для снятия судна с мели следует рассчитать его давление на грунт, DSCN5370которое создается потерей первоначальной осадки или дополнительным давлением, создаваемым затопленными отсеками (весом влившейся воды).

Давление судна на грунт от потери осадки можно определить по формуле:

Ni – (Т-Т1) t1

где Ni — давление судна на грунт (т),

Т-средняя осадка до посадки на мель (см), (по расходованию грузов с начала рейса)

T1 -средняя осадка после посадки на мель (см) (замеряется Тн + Тк/2)

t1– число тон, изменяющее осадку на 1см (по грузовой шкале)

Дополнительное давление судна на грунт, создаваемое затопленными отсеками (весом влившейся воды), можно определить по формуле:

N2 = YV

где N2– давление судна на грунт, (т);

Y-удельный вес воды (морской-1.025 т/м3)

V– сумма объемов отсеков, заполненных водой (м3) (из документации)

Общая сила давления судна на грунт определяется суммой

N= Ni+N2. Если аварийное судно не имеет существенных деформаций днища и рваных пробоин, через которые камни входят внутрь корпуса судна, то сила, необходимая для снятия судна с мели, может быть рассчитана по формуле: F = f N

где F— сила, необходимая для снятия судна с мели;

f – коэффициент трения судна о грунт.

В зависимости от характера грунта может быть принята следующая величина коэффициента f

жидкая глина — 0,18—0,22;

мягкая глина—0,23—0,30;

.глина с песком — 0,30—0,32:

песок мелкий—0,35—0,38;

галька—0,38—0,42;

каменная плита—0,30—0,42;

камень-булыжник—0,42—0,55.

Примечание.    Приведенные коэффициенты трения f не учитывают явления присоса, который может увеличить потребную силу для стягивания. Это увеличение силы может быть ориентировочно определено по формуле N2= (0,054-0,25) N; где N2 – сила присоса к грунту; N—сила   давления судна на грунт.

Находим силу упора винта на заднем ходу Рзх= Ne/100 . 0.75 (т)

где Nе индикаторная мощность двигателя, а коэффициент работы на задний ход 0.75

Сравниваем F и Р sx  Если Р sx  большеF, то сняться своими силами возможно.

Если нет, то можно использовать завоз якорей (верпов) для дополнительного усилия, снятие груза, дифферентование и кренование судна перемещением груза.

Завоз возможен, если судно имеет верп и открытые шлюпки. ΔF = 2.5 – 3.5P, где Р – вес якоря.

Перемена дифферента от перемещения груза Р на расстояние l  d = Pl / m, где m = D/100. m – момент, изменяющий дифферент на 1 см, D – водоизмещение (т) на момент посадки.  Новая осадка носом будет

Тн1  = Тн –  d/2

При снятии с судна груза Р, его средняя осадка Т уменьшится на величину ΔТ = Р/g, где g – число тонн, изменяющих осадку на 1 см. (из грузовой шкалы).

Если и эти меры  не позволяют сняться самостоятельно, капитан принимает решение сниматься с посторонней помощью.

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика