Противовоздушная оборона конвоя достигается усиленным наблюдением, своевременным обнаружением самолетов противника и оповещением о воздушной опасности всех судов конвоя, отражением атак и уклонением судов.
Для своевременного обнаружения воздушного противника, атакующего с малых высот, привлекаются корабли РЛД из состава охранения и самолеты (вертолеты) РЛД, которые выдвигаются на угрожаемые направления от конвоя. Истребительное авиационное прикрытие конвоя осуществляется истребителями наземного базирования из положения дежурства в воздухе или на аэродроме.
При переходе конвоя морем за пределами радиуса действия истребителей берегового базирования ПВО конвоя осуществляется силами и средствами кораблей охранения и истребителями корабельного базирования.
Оповещение об угрозе воздушного нападения и управление силами и средствами ПВО конвоя производятся с КП командира конвоя. Имеющиеся на судах ЗОС используются только на самооборону.
В современных условиях боя с воздушным противником наряду с ЗОС и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) важное значение приобретает использование маскирующих и дезинформирующих аэрозольных завес, которые применяются для скрытия судов и кораблей от визуального обнаружения, а также для снижения вероятности попадания управляемых ракет и бомб с оптико-электронными системами наведения. Для постановки аэрозольных завес суда могут использовать МДШ и другие средства постановки аэрозольных образований.
С получением оповещения об угрозе воздушного нападения на судах конвоя повышается боевая готовность и готовность судна к выполнению маневров по уклонению, усиливается наблюдение за воздухом.
В ходе отражения ударов воздушного противника корабли и суда должны использовать противовоздушное маневрирование, которое выполняется в целях эффективного использования ЗОС, снижения вероятности попадания управляемых и неуправляемых средств поражения и тактической маскировки.
Характер противовоздушного маневрирования кораблей и судов конвоя определяется располагаемым временем для выполнения маневра и зенитным вооружением кораблей и судов. Маневр кораблей и судов в интересах использования ЗОС осуществляется поворотом «все вдруг» по сигналу командира конвоя. Маневр состоит в приведении в кратчайшее время кораблей и судов на курсовые углы наибольшей плотности огня ЗОС относительно атакующих самолетов (ракет).
Если атака производится с нескольких направлений, то маневр осуществляется в первую очередь относительно наиболее опасной атакующей группы. При последовательной атаке кораблей и судов ударными группами маневр осуществляется последовательно относительно каждой группы самолетов.
Маневр для снижения вероятности попадания в судно баллистических авиационных бомб и других средств поражения производится каждым судном самостоятельно. Характер маневра зависит прежде всего от применяемых самолетами средств поражения.