Главная / мореходная астрономия / Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока нет оценок. Будь первым!)
Загрузка...

Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца.

Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца

  • ОМС по Солнцу – общие положения.
  • Влияние ошибок счисления на точность ОМС, планирование наблюдений.
  • Влияние внешнего фактора на точность обсервации.
  • Достоинства и недостатки метода.

ОМС по Солнцу – общие положения

Предположим в судовое время Тс1 при показаниях лага ол1, секстаном измерена высота нижнего края солнца ОС1 и замечен момент времени по хронометру Тхр1. По отсчету лага ол1 сняв с карты счислимые координаты с1 и с1, можно рассчитать элементы 1-ой ВЛП – перенос и азимут (n1, A1), который можно отложить из счислимой точки Мс1.
Приблизительно через 2 часа, когда азимут Солнца изменится не менее чем на 30°, в судовое время Тс2 произведены 2-ые измерения ( ОС2 и Тхр2). При их обработке используются вторые счислимые координаты с2 и с2, которые сняты с карты по ол2. Рассчитав элементы 2-ой ВЛП (n2 и Ас2), прокладываем её из второй счислимой точки Мс2.
Из навигации известно, что для получения обсервованного места по разновременным наблюдениям, необходимо первую линию положения перенести вперед по курсу на величину плавания Sл = ролКл. Или же в нашем случае первую ВЛП необходимо проложить из 2-ой счислимой точки Мс2 до пересечения со 2-ой ВЛП в обсервованной точке Мо. Прокладка обеих ВЛП из 2-ой счислимой точке тождественна прокладке 1-ой ВЛП из первого счислимого места, но первый перенос должен быть исправлен поправкой для приведения к одному зениту hz. Практически удобнее всегда прокладывать обе ВЛП из второго счислимого места. Кроме того, формула hz = Sлcos(А – ИК) справедлива для небольших промежутков времени.

Влияние ошибок счисления на точность ОМС, планирование наблюдений

Главной особенностью определения места судна по разновременным наблюдениям Солнца является тот факт, что место получается счислимо-обсервованным. I-ая ВЛП переносится по счислению, следовательно, все ошибки счисления входят в I-ую ВЛП. Если есть погрешность в поправке компаса, то I-ую ВЛП надо прокладывать не из точки Мс2, а, например, из точки Мс2‘. Если при ненадежно работающем лаге на момент вторых измерений мы оказались в точке Мс2”, то I-ую ВЛП будем прокладывать из этой точки. II-ая же ВЛП не завсит от счислимых координат по третьему свойству ВЛП, следовательно, она более надежная. Поэтому обсервованное место может смещаться по II-ой ВЛП, как это показано на правом рисунке.

Средняя квадратическая погрешность (СКП) 2-ой ВЛП определяется СКП измереннной высоты mлп2 = mh = 0,5′ – 0,7′. А в первую ВЛП всходят ошибки счисления .
Известно, что для ОМС по 2-м ЛП необходимо подбирать ориентиры, чтобы линии положения пересекались под углом близким в 90°, что равносильно в мореходной астрономии, чтобы разность азимутов А 90°. Но такое изменение азимута у Солнце можно дождаться за 4-6 часов. При этом ошибка счисления Мс достигнет значительной величины, следовательно, радиальная погрешность Мо, вычисленная по формуле ( . ) будет тоже большой, т.е. обсервация будет неточная.
Если интервал времени между наблюдениями будет мал (чтобы свести к минимуму погрешность счисления), то и разность азимутов А тоже будет мала, т.е. sinА будет малой величиной, следовательно, радиальная погрешность Мо, вычисленная по формуле ( . ) будет опять же большой.
Чтобы решить эту противоречивую задачу, необходимо по Солнцу измерения проводить тогда, когда за минумум времени, азимут изменяется максимально быстро. Зная особенности изменения азимута в суточном движении, можно сказать, что это бывает только в момент кульминации Солнца. Следовательно, в общем случае для получения надежной обсервации по Солнцу первые измерения необходимо производить где-то за 1 час до кульминации, вторые – спустя час после кульминации.

Влияние внешнего фактора на точность обсервации

Выше было сказано, что ошибки счисления влияют на точность обсервации. При действии одного доминирующего фактора (снос течения известного курса, но неивестной скорости, неточная поправка компаса, ненадежная работа лага) для уменьшения его влияния первые наблюдения необходимо производить в определенное заранее расчитанное время. А точнее, первые измерения производятся в тот момент Покажем это на примере.
1. 30 мая 2001 года. Судно следует ИК = 290°, приближенные координаты: 26°12’S 41°16’W,
лаг не работает.
Определить судовое время первых наблюдений.
При неработающем лаге первые наблюдения необходимо производить тогда, когда Солнце будет на траверзе судна, т.е. А1 = ИК ± 90°. В этм случае I-ая ВЛП будет параллельна линии истинного курса и ошибочное смещение I-ой ВЛП по курсу не изменит её положение
Возможны два азимута первых наблюдений:
А1 = ИК + 90° = 290° + 90° = 20° и А1 = ИК – 90° = 290° – 90° = 200°.

 

Планирование 1-ых наблюдений производится в следующей последовательности.

1. По МАЕ рассчитываем судовое время кульминации Солнца и выбираем его склонение. Более подробный расчет судового времени кульминации Солнца показан в “Определении широты по Солнцу”.
2. Азимуты первых наблюдений переводим в полукруговой счет, отсчитываемый от точки одноименной с широтой.
3. Входим в основные таблицы ВАС-58 по широте и склонению и находим один из полукруговых азимутов (второго не найдем, т.к. Солнце на данном азимуте будет под горизонтом). По найденному азимуту выходим и получаем часовой угол, при котором Солнце будет на запланированном азимуте. Часовому углу приписываем наименование 2-ой буквы полукругового азимута.

t = 16°E

4. Умножив часовой угол на 4 (т.к. 1° = 4м), переводим его в часовую меру Т. Т – это интервал времени в минутах, за которое азимут Солнца изменяется от заданного азимута до кульминации (или от кульминации до заданного азимута)
5. Если часовой угол был Е-вый, то вычитаем из судового времени кулминации интервал времени Т и получаем судовое время первых наблюдений.
(Если бы часовой угол был бы W-ый, то интервал времени Т надо было прибавлять, т.к. W-ые часовые углы бывают только после кульминации.)

2. Если поправка компаса ненадежная, то первые измерения необхдимо производить в тот момент, когда Солнце будет в диаметральной плоскости судна, т.е.

Ас1 = ИК или Ас1 = ИК ± 180°

В этом случае I-ая ВЛП будет перпендекулярна линии истинного курса и боковой снос судна из-за ненадежной поправки компаса не скажется на точности ОМС.

Достоинства и недостатки метода 

  1. Объём вычислений невелик, практически совпадает с объёмом вычислений при ОМС по двум звездам.

Точность данного способа за счет более точного измерения высот Солнца (mh = ±0,5′ – 0,7′, а у звезд mh* = ± 1,0′    2.  сопоставима с точностью ОМС по 2-м звездам.

 

  1. Но, чтобы достигнуть такую точность обсервации необходимо грамотно планировать свои наблюдения.
  2. Ограниченность этого метода ВЛП по широте. Для определения места судна по Солнцу в малых широтах необходимо знать и применять способы соответствующих высот и ОМС по высотам более 88°.

Т.к. измерения разнесены во времени, то расчеты надо выполнять в два этапа, что создает определенные неудобства. Однако, при благоприятных погодных условиях вычисления 1-х и будущих 2-х измерений можно произвести параллельно, применяя метод предвычисления.

Скачать одним файлом (word) с иллюстрациями.

Все файлы доступны только для зарегистрированных пользователей.Регистрация занимает не более пары минут.

  opredelenie_mesta_sydna_po_raznovremennim_nabludeniam_sydna.doc (136,5 KiB, 102 hits)
У Вас нет доступа для скачивания этого файла.

Опубликовать на своей стене в:

Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца ОМС по Солнцу – общие положения. Влияние ошибок счисления на точность ОМС, планирование наблюдений. Влияние внешнего фактора на точность обсервации. Достоинства и недостатки метода. ОМС по Солнцу – общие положения Предположим в судовое время Тс1 при показаниях лага ол1, секстаном измерена высота нижнего края солнца ОС1 и замечен …

Опубликовать на своей стене в:

Рейтинг статьи

Примечание : Оцените статью!

Ваша оценка: 4.8 ( 1 голосов)
0
Яндекс.Метрика