ОМС по двум горизонтальным углам. Оценка точности.
Определение места судна по двум одновременно измеренным горизонтальным углам между направлениями на три или четыре ориентира является одним из наиболее точных навигационных способов. Измерение горизонтальных углов между видимыми ориентирами производится с помощью навигационных секстанов, обеспечивающих точность измерения угла в одну дуговую минуту. Измерение горизонтальных углов производится на расстояниях, не превышающих дальности видимости ориентиров.
Получение обсервованного места на карте может быть выполнено тремя способами: проведением на карте навигационных изолиний, построением измеренных углов с помощью протрактора и построением измеренных углов с помощьюкальки.
Рассмотрим способ построения измеренных углов с помощью кальки.
На листе кальки проводится произвольная прямая линия, относительно которой из некоторой произвольной точки F с помощью транспортира проводят 2 линии под измеренными углами α и β. Перемещением по карте калька приводится в положение, при котором все 3 линии проходят через соответствующие ориентиры. Точка F на карте и будет обсервованным местом судна.
Отсчёты секстана, соответствующие измеренным углам, следует исправлять поправкой секстана.
α = ОС1 + (i+s)
β = ОС2 + (i+s)
Оценка точности.
Для случая, когда место судна определяется по двум линиям положения, эта формула имеет вид:
М = 1/sinΘ√m2лп1+m2лп2, где Θ – угол пересечения линий положения, mлп – скп линии положения.
mлп1 = mα/d1*D1D2
mлп2 = mβ/d2*D2D3, где mα и mβ – суммарные скп углов α и β; d1 и d2 – расстояния между ориентирами; D1, D2, D3 – расстояния до ориентиров.
При ОМС не следует допускать, чтобы Θ<30 или Θ>150. Если прокладка осуществляется протрактором, то можно принять, что mα=+(-)0,1. Если по кальке, то mα=+(-)0,2.