Главная / ВМП / Оборона конвоев на переходе морем.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока нет оценок. Будь первым!)
Загрузка...

Оборона конвоев на переходе морем.

Анализируя организацию обороны конвоев в годы второй мировой войны, следует отметить, что многие государства не уделяли должного внимания ПВО конвоев, особенно авиационному при­крытию конвоев и зенитному вооружению гражданских судов. Зе­нитное вооружение кораблей и судов, а также средства 03072009073наблюде­ния за воздухом оказались слабыми, самолеты-истребители имели крайне ограниченный радиус действия. Способы прикрытия кон­воев авиацией не были отработаны. Ошибочно считалось, что ПВО конвоев будет надежно обеспечиваться ЗОС кораблей охранения. Уже первые месяцы войны показали, что даже устаревшее воору­жение судов значительно снижало точность ударов самолетов, ата­кующих с малых высот.

Послевоенное развитие надводных кораблей, предназначенных для обороны конвоев, направлено на усиление их зенитного, ракет­ного и артиллерийского оружия, на оснащение их надежными тех­ническими средствами обнаружения воздушных целей, на улучше­ние маневренных качеств и живучести. Усовершенствуется также вооружение гражданских судов в целях самообороны. Авиации в обороне конвоев и судоходства в целом отводится большая роль, особенно при организации ПВО, ПЛО и ПКО.

На переходе морем каждое судно должно быть готово к отра­жению атак авиации, подводных лодок и надводных кораблей. Как уже отмечалось, ответственность за организацию обороны и за­щиты судна несет капитан судна, а за оборону и защиту всего кон­воя — командир конвоя. Уклонение от атак противника произво­дится по сигналам командира конвоя, уклонение от оружия — каждым судном самостоятельно.

Командир конвоя, оценивая обстановку при планировании пе­рехода, может в общем виде установить наличие и степень опас­ности от атак воздушного противника, его подводных лодок, ка­теров и мин, но не может точно определить, где, когда и в какой последовательности и сочетании тех или иных сил и средств противник может нанести удары. Рассчитывать на быстрое перестрое­ние конвоя для организации обороны с обнаружением того или иного противника в современных условиях нельзя, так как из-за скоротечности атак времени для такого перестроения, как правило, не будет. Следовательно, система обороны в общем случае дол­жна быть построена так, чтобы заранее в максимальной степени учитывались требования и условия отражения атак всех вероят­ных в районе перехода сил и средств нападения (как самих носителей, так и их оружия).

Если даже угроза нападения того или иного противника весьма мала или она полностью отсутствует, а сил для организации пол­ноценной универсальной обороны недостаточно, оборону следует строить исходя из конкретной обстановки и в соответствии с требованиями эффективного отражения атак сил и средств про­тивника, представляющих наибольшую угрозу. Наиболее вероятны следующие сочетания комбинированного нападения противни­ка: силы и средства воздушного нападения, подводные лодки и катера; силы и средства воздушного нападения и мины. В интере­сах ПВО, ПЛО и ПКО охраняемые суда должны располагаться главным образом с учетом уменьшения эффективности ударов по ним противника (прежде всего воздушного). Требования к их рас­положению в интересах указанных видов обороны примерно одина­ковы. Следовательно, они справедливы и при построении охраняе­мых судов для организации универсальной обороны.

Требования же к составу и построению сил охранения в различ­ных видах обороны неодинаковы. Так, корабельное охранение яв­ляется элементом, присущим всем видам обороны, но его состав и расположение в различных видах обороны различны. В общем случае для средних условий при построении универсальной оборо­ны удаление линии корабельного охранения от охраняемых судов должно составлять 35—40 кб. Расстояния между кораблями охра­нения на линии охранения в зависимости от их типов могут быть от 15 до 55 кб.

Универсальный круговой ордер применим главным образом при организации обороны наиболее ценных конвоев, когда существует угроза комбинированных атак воздушного противника, его под­водных лодок и катеров.

При наличии минной угрозы и опасности нападения воздушно­го противника охраняемые суда должны следовать в одной, а при их большом количестве — в нескольких кильватерных колоннах. Корабли охранения располагаются в самостоятельных кильватер­ных колоннах на флангах охраняемых судов, а также головными и концевыми кораблями в колоннах охраняемых судов. Глубина и ширина ордера должны обеспечивать полное или хотя бы частич­ное огневое взаимодействие зенитных огневых средств кораблей охранения. Каждая кильватерная колонна следует за своей груп­пой тральщиков ближнего противоминного охранения.

Обеспечение перехода конвоя организуется военно-морским ко­мандованием и командиром конвоя и предусматривает разведку, маскировку, защиту от ОМП, противовоздушную, противолодоч­ную, противоминную и противокатерную оборону, а также навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое и аварийно-спасательное обеспечение.

Успешный переход конвоя во многом определяется тем, на­сколько своевременно получена информация о силах противника, его действиях и намерениях, насколько эта информация точна. Эту задачу решает разведка, выявляющая расположение сил против­ника, районы его действий. Возможности современных средств разведки, особенно радиотехнических,   значительно расшири­лись. Учитывая, что средства обнаружения и разведки одинаково эффективно используются как нашими силами, так и силами про­тивника, особое внимание в конвое уделяется маскировочным ме­роприятиям.

По распоряжению командира конвоя на время перехода уста­навливаются также порядок использования связи, организации на­блюдения, опознавания и донесений, режим работы технических средств судов. Более подробно маскировка судов рассмотрена ранее.

Как правило, использование радиоэлектронных средств на су­дах запрещается, а внутри конвоя пользуются только зрительны­ми средствами наблюдения и связи. Капитаны судов должны стро­го придерживаться установленного в конвое порядка использова­ния радиотехнических средств.

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика