Анализируя организацию обороны конвоев в годы второй мировой войны, следует отметить, что многие государства не уделяли должного внимания ПВО конвоев, особенно авиационному прикрытию конвоев и зенитному вооружению гражданских судов. Зенитное вооружение кораблей и судов, а также средства наблюдения за воздухом оказались слабыми, самолеты-истребители имели крайне ограниченный радиус действия. Способы прикрытия конвоев авиацией не были отработаны. Ошибочно считалось, что ПВО конвоев будет надежно обеспечиваться ЗОС кораблей охранения. Уже первые месяцы войны показали, что даже устаревшее вооружение судов значительно снижало точность ударов самолетов, атакующих с малых высот.
Послевоенное развитие надводных кораблей, предназначенных для обороны конвоев, направлено на усиление их зенитного, ракетного и артиллерийского оружия, на оснащение их надежными техническими средствами обнаружения воздушных целей, на улучшение маневренных качеств и живучести. Усовершенствуется также вооружение гражданских судов в целях самообороны. Авиации в обороне конвоев и судоходства в целом отводится большая роль, особенно при организации ПВО, ПЛО и ПКО.
На переходе морем каждое судно должно быть готово к отражению атак авиации, подводных лодок и надводных кораблей. Как уже отмечалось, ответственность за организацию обороны и защиты судна несет капитан судна, а за оборону и защиту всего конвоя — командир конвоя. Уклонение от атак противника производится по сигналам командира конвоя, уклонение от оружия — каждым судном самостоятельно.
Командир конвоя, оценивая обстановку при планировании перехода, может в общем виде установить наличие и степень опасности от атак воздушного противника, его подводных лодок, катеров и мин, но не может точно определить, где, когда и в какой последовательности и сочетании тех или иных сил и средств противник может нанести удары. Рассчитывать на быстрое перестроение конвоя для организации обороны с обнаружением того или иного противника в современных условиях нельзя, так как из-за скоротечности атак времени для такого перестроения, как правило, не будет. Следовательно, система обороны в общем случае должна быть построена так, чтобы заранее в максимальной степени учитывались требования и условия отражения атак всех вероятных в районе перехода сил и средств нападения (как самих носителей, так и их оружия).
Если даже угроза нападения того или иного противника весьма мала или она полностью отсутствует, а сил для организации полноценной универсальной обороны недостаточно, оборону следует строить исходя из конкретной обстановки и в соответствии с требованиями эффективного отражения атак сил и средств противника, представляющих наибольшую угрозу. Наиболее вероятны следующие сочетания комбинированного нападения противника: силы и средства воздушного нападения, подводные лодки и катера; силы и средства воздушного нападения и мины. В интересах ПВО, ПЛО и ПКО охраняемые суда должны располагаться главным образом с учетом уменьшения эффективности ударов по ним противника (прежде всего воздушного). Требования к их расположению в интересах указанных видов обороны примерно одинаковы. Следовательно, они справедливы и при построении охраняемых судов для организации универсальной обороны.
Требования же к составу и построению сил охранения в различных видах обороны неодинаковы. Так, корабельное охранение является элементом, присущим всем видам обороны, но его состав и расположение в различных видах обороны различны. В общем случае для средних условий при построении универсальной обороны удаление линии корабельного охранения от охраняемых судов должно составлять 35—40 кб. Расстояния между кораблями охранения на линии охранения в зависимости от их типов могут быть от 15 до 55 кб.
Универсальный круговой ордер применим главным образом при организации обороны наиболее ценных конвоев, когда существует угроза комбинированных атак воздушного противника, его подводных лодок и катеров.
При наличии минной угрозы и опасности нападения воздушного противника охраняемые суда должны следовать в одной, а при их большом количестве — в нескольких кильватерных колоннах. Корабли охранения располагаются в самостоятельных кильватерных колоннах на флангах охраняемых судов, а также головными и концевыми кораблями в колоннах охраняемых судов. Глубина и ширина ордера должны обеспечивать полное или хотя бы частичное огневое взаимодействие зенитных огневых средств кораблей охранения. Каждая кильватерная колонна следует за своей группой тральщиков ближнего противоминного охранения.
Обеспечение перехода конвоя организуется военно-морским командованием и командиром конвоя и предусматривает разведку, маскировку, защиту от ОМП, противовоздушную, противолодочную, противоминную и противокатерную оборону, а также навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое и аварийно-спасательное обеспечение.
Успешный переход конвоя во многом определяется тем, насколько своевременно получена информация о силах противника, его действиях и намерениях, насколько эта информация точна. Эту задачу решает разведка, выявляющая расположение сил противника, районы его действий. Возможности современных средств разведки, особенно радиотехнических, значительно расширились. Учитывая, что средства обнаружения и разведки одинаково эффективно используются как нашими силами, так и силами противника, особое внимание в конвое уделяется маскировочным мероприятиям.
По распоряжению командира конвоя на время перехода устанавливаются также порядок использования связи, организации наблюдения, опознавания и донесений, режим работы технических средств судов. Более подробно маскировка судов рассмотрена ранее.
Как правило, использование радиоэлектронных средств на судах запрещается, а внутри конвоя пользуются только зрительными средствами наблюдения и связи. Капитаны судов должны строго придерживаться установленного в конвое порядка использования радиотехнических средств.