Инерционные девиации у гирокомпасов типа «Standard» возникают в результате маневрирования судна, т.е. при изменении скорости судна или его курса, а также ввиду наличия у чувствительного элемента маятниковых эффектов.
Девиация, возникающая в результате воздействия сил инерции на маятниковое устройство, называется инерционной девиацией первого рода. Единственным способом предупреждения ее появления в гирокомпасах класса «Standard» является придание периоду незатухающих колебаний гирокомпаса значения 84,4 мин. Однако период незатухающих колебаний гирокомпаса зависит от широты места судна и по этой причине инерционная девиация первого рода полностью отсутствует только в одной определенной широте, называемой расчетной широтой гирокомпаса (обозначается φ*). Расчетной широтой гирокомпасов типа «Standard» является широта п. Киль – 53°. При плавании вне расчетной широты у гирокомпаса будет возникать при маневрировании инерционная девиация первого рода.
Из-за наличия в конструкции гирокомпаса устройства для погашения его колебаний, т.е. гидравлического маятника, при маневрировании возникает инерционная девиация второго рода. В гирокомпасах класса «Standard» не существует каких-либо приспособлений для предотвращения возникновения этой девиации. Величина девиации второго рода не зависит от широты места и может суммироваться (при φ>φ*) с инерционной девиацией первого рода или вычитаться (при φ<φ*).
В гирокомпасах простых типов, таких как «Standard-14», не существует каких-либо устройств для вычисления и исключения суммарной инерционной девиации из показаний репитеров. Однако ее величина лимитируется требованиями Резолюции ИМО А.424. Например, при маневре судна поворот на 180° в широте φ = 60° указанная девиации не должна превышать 3°.
В более совершенных типах гирокомпасов (таких как «Standard-20», «Standard-22», «Gyrostar-II») применен специальный навигационный микропроцессор, в которыйзаложена математическая модель гирокомпаса. В указанной модели на основании внешней информации о широте места маневра и мгновенном значении скорости осуществляется вычисление мгновенного значения инерционной, а также и скоростной девиаций, с помощью которых производится дискретное исправление показаний всех репитеров гирокомпаса. Следует подчеркнуть, что показания гиросферы при этом не корректируются.
1.8. Интеркардинальная девиация (девиация на качке)
Интеркардинальной девиацией называется девиация гирокомпаса, возникающая при качке судна на волнении. Эта девиация появляется из-за существования у чувствительного элемента гирокомпаса маятникового эффекта. В гирокомпасе класса «Standard» величина интеркардинальной девиации снижается до величины, предписываемой Резолюцией ИМО А. 424, путем применения системы двух связанных между собой гироскопов.