Главная / Навигация / Гирокомпасы класса «Standard»
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Гирокомпасы класса «Standard»

Все гирокомпасы класса «Standard» являются приборами с непо­средственным управлением. Приведем общее определение таких гиро­компасов,

 

Гирокомпасами с непосредственным управлением называются такие приборы, чувствительный элемент которых представ­ляет собой астатический гироскоп, механически жестко свя­занный с маятниковым устройством, которое управляет его движением с помощью момента силы тяжести, пропорцио­нального углу отклонения главной оси гироскопа от плоскости горизонта.

Очень часто такие гирокомпасы ради простоты называются маят­никовыми. Существует несколько способов технической реализации гирокомпаса с непосредственным управлением. Наиболее известный и широко распространенный из них состоит в жестком соединении аста­тического гироскопа с разбалансированной массой, придающий чувст­вительному элементу положительный маятниковый эффект, т.е. иначе говоря, нижнюю маятниковость.

На рис. 1.4 представлена модель такого гирокомпаса, состоящего из ротора 1 гироскопа, гирокамеры2, разбалансированной массы 3, гори­зонтального 4 и вертикального 5 колец карданного подвеса и направ­ляющих опор вращения 6. Расстояние OG, на которое смещен вниз центр массы чувствительного элемента, называется метацентрической высотой «а».

Рассмотрим поведение главной оси гирокомпаса, обладающего по­ложительным маятниковым эффектом, по отношению к плоскости го­ризонта и меридиана. На рис. 1.5 показана горизонтная система коорди­нат ONEn, горизонтальная ω1 = ω×Cos  φ и вертикальная  ω2 = ω×Sin φ состав­ляющие угловой скорости суточного вращения Земли.

Предположим, что первоначально главная ось гироскопа располо­жена горизонтально и отклонена от плоскости истинного меридиана к востоку на угол а α(позиция А1). Таким образом, при горизонтальном расположении оси ОХ гироскопа сила тяжести Р = Mgне создает мо­мента относительно какой-либо его оси. Вращение плоскости горизонта со скоростью  ω 1 вызывает непрерывное опускание восточной половины горизонта. В результате этого главная ось гироскопа видимым образом, т.е. по отношению к плоскости горизонта, поднимается. Указанный подъем происходит со скоростью, определяемой полезной составляю­щей

ωy= ω 1 × Sin α.

 192

 

Как только главная ось гироскопа поднимется над плоскостью гори­зонта на некоторый угол (β возникает момент силы тяжести (рис. 1.6).

Ly= P×a×Sin β = M×g×a×Sinβ. Обозначив

M•  g •  a = B,   (1.2)

гдеВ– модуль маятникового момента, окончательно получим

Ly = Sinφ.      (1.3)

Под действием момента Lyвозникает прецессионное движение со скоростью

ω pz= Ly/ H, которое направлено в стороны совмещения оси ОХс плоскостью истинного меридиана. Однако существует некоторый начальный интервал времени, в котором угол β еще настолько мал (и, следовательно, еще настолько мал момент Ly), что в это время угловая скорость прецессии ω pz меньше угловой скорости ω2 вращения плоско­сти меридиана. В результате этого увеличивается угловое расстояние между осью ОХгироскопа и меридианом, т.е. ось ОХудаляется от него (участок траектории А1А2на рис. 1.5). Поскольку угол β увеличивается, при некотором его значении βr наступит момент, когда скорость прецессии гироскопа сравняется со скоростью вращения меридиана. На рис. 1.5 это положение перегиба траектории – точка А2. В последующем, например в позиции А3, значение угла β (рис. 1.7), постепенно нарастая, превысит значение βr (см. рис. 1.5). Следователь­но, скорость ωpzпрецессии превысит скорость ω2 (позиция А3). В ре­зультате гироскоп неизбежно настигнет плоскость меридиана, но, имея при этом максимально возвышение, обгонит ее и окажется над западной половиной горизонта. Поскольку последняя непрерывно поднимается, ось ОХгироскопа начнет видимым образом опускаться (позиция А4), продолжая, тем не менее, прецессировать со скоростью, большей ω2, до тех пор, пока значение угла β не станет снова равным βг(позиция А5 ). В этот момент произойдет второй перегиб траектории.

 193

 

Вращение плоскости истинного меридиана со скоростью ω2 мож­но исключить из рассмотрения, если определять поведение главной оси гироскопа по отношению к плоскости, соединяющей точки пере­гиба А2– А5, т.е. приподнятой на угол βгнад истинным горизонтом. В этой постановке задачи удобнее всего определять движение конца главной оси гироскопа двумя линейными скоростями (см. рис. 1.7): V1– скоростью вызванной прецессионным движением под действием момента ВSin( ββг), и V2– скоростью видимого движения по отно­шению к плоскости А2– А 5 ,которая вращается с той же скоростью ω1что и плоскость истинного горизонта. Равенство скоростей V1точек траектории, имеющих одинаковый угол

(ββr), т.е. расположенных симметрично слева и справа отно­сительно меридиана, а также равенство абсолютных значений при противоположном направлении скоростей V2у этих же точек дока­зывают симметричность восходящей и нисходящей ветвей траекто­рии относительно линии А2A5и плоскости меридиана и, следова­тельно, замкнутость траектории, что соответствует незатухающим колебаниям.

Таким образом, гироскопический чувствительный элемент, обла­дающий положительным маятниковым эффектом, в принципе, ста­новится гирокомпасом, так как он приобрел свойство избирательно­сти по отношению к плоскости истинного меридиана, поскольку центр его колебаний располагается точно в плоскости истинного меридиана. Указанный центр в условиях неподвижного основания всегда может быть определен путем осреднения крайних отклонений оси гироскопа в азимуте.

Полное решение задачи реализации морского гирокомпаса требует погашения его незатухающих колебаний, т.е. демпфирования, чтобы в плоскости истинного меридиана располагалась не геометрическая точка (центр колебаний), а материальная ось гироскопа.

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика