Оценка точности счисления координат судна.
Статистический способ:
Точность счисления пути судна зависит от точности учитываемых элементов счисления, линии пути и пройденного расстояния. Зависимость погрешности счисления С от продолжительности плавания по счислению t может быть выражена соотношением: С = Ксtm, где m – показатель степени, характеризующий скорость нарастания погрешности счисления с увеличением продолжительности плавания. Для многих районов Мирового океана и типов судов m = 0,5; Кс – коэффициент точности счисления.
Если погрешность счисления выражена в милях, а продолжительность плавания в часах, то Кс имеет размерность мили/час. Экспериментально установлено, что радиальная СКП счисления Мс при интервалах счисления t<(=) 2ч и m = 0,5 изменяется по линейному закону: Мс = 0,7 Ксt, а при интервалах счисления t>2ч – по параболическому закону: Мс = Кс√t, где Мс – радиальная СКП счисления; t – интервал счисления; Кс – коэффициент точности счисления зависящий от района плавания, степени изученности течений, гидрометеорологических условий плавания, типа судна и состава его ТСС.
Кс можно определить по совокупности невязок: Кс = (Кс1n1 + Кс2n2)/(n1 + n2), где Кс1 – коэф. точности счисления, определяемых по невязкам, соответствующим интервалу t<(=) 2ч, n1 – общее количество таких невязок.
Кс2 – коэф. точности счисления, определяемых по невязкам, соответствующим интервалу t>2ч, n2 – общее количество таких невязок.
Для определения коэффициента точности счисления с СКП, не превышающей 10%, требуется не менее 50 невязок. Если нужное количество невязок на одном переходе получить невозможно, то коэффициент точности счисления рассчитывается по результатам нескольких переходов, совершённых по одному и тому же маршруту в одинаковых гидрометеоусловиях. Численное значение коэффициентов точности счисления для судов с относительными лагами находится в пределах 0,6….1,6.
СКП счислимого места рассчитывается по формуле: Мсч = √М02+Мс2, где М0 – радиальная СКП последней обсервации; Мс – радиальная СКП счисления.
Априорный способ:
Этот способ основан на раздельном учёте ожидаемых (априорных) погрешностей в элементах счисления.
При этом предполагается, что погрешности отдельных элементов счисления независимы и постоянны на рассматриваемом участке пути. Допустим, что погрешности определения элементов счисления малы. Тогда эти погрешности можно разделить на 2 группы:
– погрешности, вызывающие смещение судна в направлении, перпендикулярном линии пути;
– погрешности, вызывающие смещение судна в направлении, линии пути.
На рисунке показано перемещение судна из точки А в точку В.
Погрешности первой группы вызовут смещение на величину в, второй группы – на величину а. Величины а и в будут являться средними квадратическими продольными и поперечными погрешностями счисления, т.к. при отсутствии в районе плавания течения они вызваны СКП mПуα, mл и ms.
Зная значения а и в, можно вычислить радиальную СКП счисления Мс(t) = √a2+в2
При больших разностях а и в область возможного нахождения места судна будет характеризоваться эллипсом с полуосями а и в, который можно описать от руки вокруг фигуры CDFE.
Для случая, когда течение отсутствует, формула для Мс(t) будет иметь вид:
Мс(t) = S/100√2,8m2Пуα+ mл2
При расчёте погрешностей, полученных от действия течения используются след. формулы:
mβmax = 57,3VT/Vл, при Р = 90град.
Msmax = SVT/Vл, при Р = 0град. Р – угол между направлением течения и направлением линии пути.
Среднее значение скорости неизвестного течения принимается:
При плавании в районах со значительными приливноотливными течениями – 0,5….1,0уз, в районах открытого моря, где по данным пособий течение отсутствует – 0,3…0,5уз, в прибрежной зоне – 0,2…0,3уз, ветровое течение обычно не превышает 0,3уз.
В результате многолетних наблюдений получены следующие приближённые значения радиуса Мс для нормальных условий плавания в зависимости от пройденного расстояния: без ветра и течения Мс = 0,02S, с учётом дрейфа Мс = 0,03S, с учётом дрейфа и течения Мс = 0,03…0,07S.