Главная / Швартовки / Швартовка судна с использованием одного или нескольких буксиров.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Швартовка судна с использованием одного или нескольких буксиров.

Количество буксиров, необходимых для постановки судна к при­чалу, зависит от условий, в которых выполняются швартовные опера­ции, водоизмещения судна и от его маневренных качеств.

Швартовка одновинтового судна, не имеющего средства активного управления (САУ), с помощью одного буксира выполняется только в благоприятной обстановке и при условии, что судно в процессе всей швартовки может использовать работу своего маневренно-движительного комплекса.

Типовые схемы маневрирования при выполнении швартовок сие пользованием одного буксира приведены на рис. 14.3.

При выполнении швартовки судна в штилевую погоду или слабом отжимном ветре транспортное судно выходит на траверз причала, по­гасив к этому времени инерцию поступательного движения вперед. Для обеспечения равномерного поджатия судна к причалу буксир уста­навливается несколько впереди миделя транспортного судна (рис.

14.3. а). Упор буксира регулируется с таким расчетом, чтобы к мо­менту контакта с причалом судно не приобрело значительной скоро­сти поперечного смещения. Очередность подачи швартовов зависит как от расположения рядом ошвартованных судов, так и характера перемещений судна относительно причала в последний момент.

 

131

Рис. 14.3. Швартовка судна с использованием одного буксира:

/. //, /// — положения судна в процессе буксировки; /, 2, 3 — положения буксира

 

Для выполнения швартовки при свежем отжимном ветре буксир целесообразно швартовать к подветренному борту транспортного судна способом пуш—пул. Выбор места швартовки буксира зависит от на

правления  ветра   и   возможности  использования  якоря  швартующего­ся судна,

Швартовку с отдачей якоря чаще всего выполняют, если судно может осуществить сближение с причалом под углом в пределах 30— 50°, имея при этом ветер прямо по носу либо под острым углом к нему.

Буксир в этом случае целесообразно швартовать в районе миделя транспортного судна (рис. 14.3,6). На подходе к причалу, следуя с минимальной скоростью, отдают якорь с борта, противоположного швартовке, и вытравливают 1,5—2 глубины якорной цепи. После чего якорную цепь задерживают и, осторожно подрабатывая машиной или используя буксир, продолжают сближение с причалом, заставляя якорь волочиться по грунту.

При первой возможности подается носовой продольный, после за­крепления которого буксир разворачивается примерно перпендикуляр­но борту судна и начинает поджимать последнее к причалу. Якорную цепь при этом держат свободной, а если необходимо, то и потравли­вают. После подачи всех швартовов и их закрепления якорь может быть либо выбран, либо оставлен для последующей отшвартовки, если он не будет мешать швартовке других судов. Если швартовка осуще­ствляется без отдачи якоря, то буксир целесообразнее швартовать в носовой части судна, чтобы он при своей работе поджимал нос транс­портного судна к причалу и одновременно с этим оказывал тормозя­щее действие. Это позволит использовать для поджатия кормы ра­боту главного двигателя и руля, не допуская при этом разгона судна. При первой возможности подаются носовые швартовы, после обтягива­ния которых буксир переходит на пожатие кормы.

Швартовка судна при прижимном ветре осуществляется также с отдачей якоря. Для выполнения маневра судно выходит примерно на .траверз причала и отдает наветренный якорь, который будет удержи­вать нос судна от навала на причал. Для удержания на ветре кормы судна с нее на буксир подают буксирный трос. Потравливая якорную цепь и уменьшая упор винта буксира, позволяют судну спуститься по ветру к причалу (рис. 14.3, в).

Особенно эффективно использование буксира с установкой его в носовой части при швартовке двухвинтовых судов (рис. 14.4). На пер­вом этапе маневрирования буксир работает под небольшим углом к борту судна, помогая как продвижению вперед, так и осуществляя при этом плавное поджатие носа судна к причалу. Сближение кормы с причалом в этом время происходит за счет работы на передний ход внутренней машины. По выходе судна на траверз места швартовки бук­сир устанавливается примерно перпендикулярно к борту судна (при­чалу), а винты судна переводятся на работу враздрай с таким расче­том, чтобы упоры обоих винтов были равны и разворот кормы винта­ми осуществлялся в сторону причала, что обеспечивает смещение суд­на лагом к причалу. На заключительном этапе швартовки положение судна относительно причала корректируют небольшими изменениями частоты вращения винтов и угла расположения буксира у борта суд­на. По такой же принципиальной схеме осуществляют швартовку и при отжимном ветре, увеличивая только в зависимости от силы ветра упоры винтов судна и буксира. При этом, если ветер направлен под углом к причалу и появляется продольная составляющая аэродинами­ческой силы, упоры винтов подбирают с таким расчетом, чтобы их раз­ность компенсировала действие этой составляющей.

132

Рис. 14.4. Швартовка с помощью одного буксира двухвинтового судна:

/, //, /// — положения судна в процессе швар­товки; 1, 2, 3 — положения буксира

133

Рис. 14.5. Швартовка   судна с помощью двух буксиров при прижимном ветре:

/,    //  —  положения  судна   в процессе  швар­товки; Б1 , Бгбуксиры

При прижимном ветре схема подхода сохраняется, но режим ра­боты маневренно-движительного комплекса судна и буксира изменя­ется. В этом случае буксир работает на удержание носа на ветре, т. е. на задний ход. При этом он располагается по отношению к бор­ту судна таким образом, чтобы ветер у него был с кормовых курсовых углов. Такое положение позволит компенсировать частично продоль­ную составляющую аэродинамической силы, действующей на судно. Для удержания кормы судна на ветре на передний ход на подходе к месту швартовки работает машина наружного борта, а на траверзе причала дается задний ход внутренней машине. Величина упоров ус­танавливается с таким расчетом, чтобы вначале погасить полностью инерцию поступательного движения вперед, а затем обеспечить сме­щение судна лагом к причалу.

При швартовке крупнотоннажных судов, а также в тех случаях, когда маневрирование осуществляют в очень стесненных условиях или при неблагоприятной метеорологической обстановке, используют не­сколько буксиров.

Очень часто прибегают к использованию нескольких буксиров (обычно двух) и при выполнении швартовных операций с судами среднего тоннажа даже в благоприятных погодных условиях в целях сокращения за этот счет времени маневрирования.

При выполнении швартовки в условиях безветрия швартующееся судно подводится буксирами на траверз причала, а затем поджимает­ся к нему вплотную. Вполне очевидно, что маневрирование в этом случае не представляет никаких трудностей и к буксирам не предъяв­ляется особых требований. Если же швартовка выполняется при све­жем ветре, то мощность буксиров должна быть по меньшей мере та­кова, чтобы они были в состоянии преодолевать давление ветра на транспортное судно.

При выполнении швартовки в условиях свежего прижимного вет­ра буксиры, как и в первом случае, выводят транспортное судно при­мерно на траверз причала, удерживая его на ветре (рис. 14.5).

После этого, уменьшая постепенно тягу на гаке, позволяют швар­тующемуся судну начать спускаться по ветру к причалу. Чтобы не до­пустить резкого навала на причал, буксировщики сдерживают в по^ следний момент перед контактом движения судна к причалу кратко­временным увеличением мощности на движителях. Положение буксиров относительно транспортного судна на каждом этапе маневриро­вания зависит от направления ветра и окружающей обстановки. Во время движения к причалу они должны устанавливаться таким обра­зом, чтобы сумма поперечных составляющих натяжения буксирных тросов (упоров) компенсировала поперечную аэродинамическую си­лу, а суммарная сила продольных составляющих тяги на гаке (упо­ров) обеспечивала компенсацию продольной аэродинамической силы и продвижение судна вперед с заданной скоростью, т. е.:

134

Вполне очевидно, что если используются буксиры различной мощ­ности, то наиболее сильный буксир должен ставиться для работы на ветер.

При подходе к траверзу причала кормовой буксир смещается бли­же к ДП судна, чтобы осуществить его торможение. После погашения поступательного движения транспортного судна вперед буксиры рас­полагаются примерно одинаково относительно линии ветра и выравни­вают свои упоры таким образом, чтобы судно смещалось лагом к при­чалу. Оптимальный угол расположения буксиров к ДП судна будет находиться в пределах 60—70°. Это позволит буксирам не только удер­живать швартующееся судно на ветре, но и контролировать его дви­жение вдоль причала.

Несколько сложнее происходит маневрирование при подводе к причалу судна в свежий отжимной ветер (рис. 14.6).

План маневрирования целесообразнее составлять с таким расче­том, чтобы сближение с причалом осуществлялось носом против вет­ра либо на острых курсовых углах. Буксиры подводят судно как мож­но ближе к причалу и удерживают его в этом положении, пока не бу­дут поданы или завезены носовые швартовы. Первым подается швар­тов на ветер, т. е. носовой продольный, после закрепления которого отдают носовой буксир. Поскольку теперь нос удерживается на ветре швартовами, носовой буксир освобождается и переходит к кормовой части судна для работы на укол.

Тем самым освобождается кормовой буксир, который переходит также для работы на укол в носовой части судна. После этого сов­местной работой обоих буксиров судно окончательно поджимается к причалу.

135

Рис. 14.6. Швартовка судна двумя буксирами при отжимном ветре:

/, //, 111 — положения судна в процессе швартовки; В1, Б2 — буксиры

136

Рис.   14.7.   Использование   при   швартовке   буксиров,   установленных   способом   пуш-пул:

/, //, ///, IV—положения  судна  в  процессе  швартовки;   /—2, 3—4,  5—6,  7—8 — положения    букси­ров

Маневрирование упрощается, если представляется возможным ис­пользовать буксиры, ошвартовав их у подветренного борта швартую­щегося судна способом пуш — пул (рис. 14.7). В этом случае в про­цессе всего маневрирования не потребуется перестановки буксиров, а будет только изменяться их положение относительно борта транс­портного судна (будет изменяться угол между ДП судна и направле­нием упора движителя буксира).

На начальной стадии маневрирования буксиры располагаются под небольшим углом к борту швартующегося судна, чтобы иметь воз­можность продвигать его вперед и одновременно удерживать на ветре. При выходе на траверз причала гасится инерция поступательного дви­жения судна вперед, и буксиры занимают постепенно положение как при работе на укол, поджимая судно к причалу. При первой возмож­ности с носа и кормы судна подаются швартовы, с помощью которых контролируется положение судна вдоль причала.

При использовании более чем двух буксиров схема маневрирова­ния в принципе сохраняется. Дополнительные буксиры используются при прижимном ветре у оконечностей судна, а при отжимном — в сред­ней части для работы на укол в момент поджатия судна к причалу.

 

Опубликовать на своей стене в:
Яндекс.Метрика