Количество буксиров, необходимых для постановки судна к причалу, зависит от условий, в которых выполняются швартовные операции, водоизмещения судна и от его маневренных качеств.
Швартовка одновинтового судна, не имеющего средства активного управления (САУ), с помощью одного буксира выполняется только в благоприятной обстановке и при условии, что судно в процессе всей швартовки может использовать работу своего маневренно-движительного комплекса.
Типовые схемы маневрирования при выполнении швартовок сие пользованием одного буксира приведены на рис. 14.3.
При выполнении швартовки судна в штилевую погоду или слабом отжимном ветре транспортное судно выходит на траверз причала, погасив к этому времени инерцию поступательного движения вперед. Для обеспечения равномерного поджатия судна к причалу буксир устанавливается несколько впереди миделя транспортного судна (рис.
14.3. а). Упор буксира регулируется с таким расчетом, чтобы к моменту контакта с причалом судно не приобрело значительной скорости поперечного смещения. Очередность подачи швартовов зависит как от расположения рядом ошвартованных судов, так и характера перемещений судна относительно причала в последний момент.
Рис. 14.3. Швартовка судна с использованием одного буксира:
/. //, /// — положения судна в процессе буксировки; /, 2, 3 — положения буксира
Для выполнения швартовки при свежем отжимном ветре буксир целесообразно швартовать к подветренному борту транспортного судна способом пуш—пул. Выбор места швартовки буксира зависит от на
правления ветра и возможности использования якоря швартующегося судна,
Швартовку с отдачей якоря чаще всего выполняют, если судно может осуществить сближение с причалом под углом в пределах 30— 50°, имея при этом ветер прямо по носу либо под острым углом к нему.
Буксир в этом случае целесообразно швартовать в районе миделя транспортного судна (рис. 14.3,6). На подходе к причалу, следуя с минимальной скоростью, отдают якорь с борта, противоположного швартовке, и вытравливают 1,5—2 глубины якорной цепи. После чего якорную цепь задерживают и, осторожно подрабатывая машиной или используя буксир, продолжают сближение с причалом, заставляя якорь волочиться по грунту.
При первой возможности подается носовой продольный, после закрепления которого буксир разворачивается примерно перпендикулярно борту судна и начинает поджимать последнее к причалу. Якорную цепь при этом держат свободной, а если необходимо, то и потравливают. После подачи всех швартовов и их закрепления якорь может быть либо выбран, либо оставлен для последующей отшвартовки, если он не будет мешать швартовке других судов. Если швартовка осуществляется без отдачи якоря, то буксир целесообразнее швартовать в носовой части судна, чтобы он при своей работе поджимал нос транспортного судна к причалу и одновременно с этим оказывал тормозящее действие. Это позволит использовать для поджатия кормы работу главного двигателя и руля, не допуская при этом разгона судна. При первой возможности подаются носовые швартовы, после обтягивания которых буксир переходит на пожатие кормы.
Швартовка судна при прижимном ветре осуществляется также с отдачей якоря. Для выполнения маневра судно выходит примерно на .траверз причала и отдает наветренный якорь, который будет удерживать нос судна от навала на причал. Для удержания на ветре кормы судна с нее на буксир подают буксирный трос. Потравливая якорную цепь и уменьшая упор винта буксира, позволяют судну спуститься по ветру к причалу (рис. 14.3, в).
Особенно эффективно использование буксира с установкой его в носовой части при швартовке двухвинтовых судов (рис. 14.4). На первом этапе маневрирования буксир работает под небольшим углом к борту судна, помогая как продвижению вперед, так и осуществляя при этом плавное поджатие носа судна к причалу. Сближение кормы с причалом в этом время происходит за счет работы на передний ход внутренней машины. По выходе судна на траверз места швартовки буксир устанавливается примерно перпендикулярно к борту судна (причалу), а винты судна переводятся на работу враздрай с таким расчетом, чтобы упоры обоих винтов были равны и разворот кормы винтами осуществлялся в сторону причала, что обеспечивает смещение судна лагом к причалу. На заключительном этапе швартовки положение судна относительно причала корректируют небольшими изменениями частоты вращения винтов и угла расположения буксира у борта судна. По такой же принципиальной схеме осуществляют швартовку и при отжимном ветре, увеличивая только в зависимости от силы ветра упоры винтов судна и буксира. При этом, если ветер направлен под углом к причалу и появляется продольная составляющая аэродинамической силы, упоры винтов подбирают с таким расчетом, чтобы их разность компенсировала действие этой составляющей.
Рис. 14.4. Швартовка с помощью одного буксира двухвинтового судна:
/, //, /// — положения судна в процессе швартовки; 1, 2, 3 — положения буксира
Рис. 14.5. Швартовка судна с помощью двух буксиров при прижимном ветре:
/, // — положения судна в процессе швартовки; Б1 , Бг — буксиры
При прижимном ветре схема подхода сохраняется, но режим работы маневренно-движительного комплекса судна и буксира изменяется. В этом случае буксир работает на удержание носа на ветре, т. е. на задний ход. При этом он располагается по отношению к борту судна таким образом, чтобы ветер у него был с кормовых курсовых углов. Такое положение позволит компенсировать частично продольную составляющую аэродинамической силы, действующей на судно. Для удержания кормы судна на ветре на передний ход на подходе к месту швартовки работает машина наружного борта, а на траверзе причала дается задний ход внутренней машине. Величина упоров устанавливается с таким расчетом, чтобы вначале погасить полностью инерцию поступательного движения вперед, а затем обеспечить смещение судна лагом к причалу.
При швартовке крупнотоннажных судов, а также в тех случаях, когда маневрирование осуществляют в очень стесненных условиях или при неблагоприятной метеорологической обстановке, используют несколько буксиров.
Очень часто прибегают к использованию нескольких буксиров (обычно двух) и при выполнении швартовных операций с судами среднего тоннажа даже в благоприятных погодных условиях в целях сокращения за этот счет времени маневрирования.
При выполнении швартовки в условиях безветрия швартующееся судно подводится буксирами на траверз причала, а затем поджимается к нему вплотную. Вполне очевидно, что маневрирование в этом случае не представляет никаких трудностей и к буксирам не предъявляется особых требований. Если же швартовка выполняется при свежем ветре, то мощность буксиров должна быть по меньшей мере такова, чтобы они были в состоянии преодолевать давление ветра на транспортное судно.
При выполнении швартовки в условиях свежего прижимного ветра буксиры, как и в первом случае, выводят транспортное судно примерно на траверз причала, удерживая его на ветре (рис. 14.5).
После этого, уменьшая постепенно тягу на гаке, позволяют швартующемуся судну начать спускаться по ветру к причалу. Чтобы не допустить резкого навала на причал, буксировщики сдерживают в по^ следний момент перед контактом движения судна к причалу кратковременным увеличением мощности на движителях. Положение буксиров относительно транспортного судна на каждом этапе маневрирования зависит от направления ветра и окружающей обстановки. Во время движения к причалу они должны устанавливаться таким образом, чтобы сумма поперечных составляющих натяжения буксирных тросов (упоров) компенсировала поперечную аэродинамическую силу, а суммарная сила продольных составляющих тяги на гаке (упоров) обеспечивала компенсацию продольной аэродинамической силы и продвижение судна вперед с заданной скоростью, т. е.:
Вполне очевидно, что если используются буксиры различной мощности, то наиболее сильный буксир должен ставиться для работы на ветер.
При подходе к траверзу причала кормовой буксир смещается ближе к ДП судна, чтобы осуществить его торможение. После погашения поступательного движения транспортного судна вперед буксиры располагаются примерно одинаково относительно линии ветра и выравнивают свои упоры таким образом, чтобы судно смещалось лагом к причалу. Оптимальный угол расположения буксиров к ДП судна будет находиться в пределах 60—70°. Это позволит буксирам не только удерживать швартующееся судно на ветре, но и контролировать его движение вдоль причала.
Несколько сложнее происходит маневрирование при подводе к причалу судна в свежий отжимной ветер (рис. 14.6).
План маневрирования целесообразнее составлять с таким расчетом, чтобы сближение с причалом осуществлялось носом против ветра либо на острых курсовых углах. Буксиры подводят судно как можно ближе к причалу и удерживают его в этом положении, пока не будут поданы или завезены носовые швартовы. Первым подается швартов на ветер, т. е. носовой продольный, после закрепления которого отдают носовой буксир. Поскольку теперь нос удерживается на ветре швартовами, носовой буксир освобождается и переходит к кормовой части судна для работы на укол.
Тем самым освобождается кормовой буксир, который переходит также для работы на укол в носовой части судна. После этого совместной работой обоих буксиров судно окончательно поджимается к причалу.
Рис. 14.6. Швартовка судна двумя буксирами при отжимном ветре:
/, //, 111 — положения судна в процессе швартовки; В1, Б2 — буксиры
Рис. 14.7. Использование при швартовке буксиров, установленных способом пуш-пул:
/, //, ///, IV—положения судна в процессе швартовки; /—2, 3—4, 5—6, 7—8 — положения буксиров
Маневрирование упрощается, если представляется возможным использовать буксиры, ошвартовав их у подветренного борта швартующегося судна способом пуш — пул (рис. 14.7). В этом случае в процессе всего маневрирования не потребуется перестановки буксиров, а будет только изменяться их положение относительно борта транспортного судна (будет изменяться угол между ДП судна и направлением упора движителя буксира).
На начальной стадии маневрирования буксиры располагаются под небольшим углом к борту швартующегося судна, чтобы иметь возможность продвигать его вперед и одновременно удерживать на ветре. При выходе на траверз причала гасится инерция поступательного движения судна вперед, и буксиры занимают постепенно положение как при работе на укол, поджимая судно к причалу. При первой возможности с носа и кормы судна подаются швартовы, с помощью которых контролируется положение судна вдоль причала.
При использовании более чем двух буксиров схема маневрирования в принципе сохраняется. Дополнительные буксиры используются при прижимном ветре у оконечностей судна, а при отжимном — в средней части для работы на укол в момент поджатия судна к причалу.