Введены в действие с01.08.96 приказом Федеральной Службы Морфлота России № 22 от 05.06.96.
Разработаны с учётом положений МК СОЛАС и «Кодекса безопасной практики размещения и крепления
грузов» (Кодекс РКГ).
1.Общие положения.
1.1. Документация, необходимая для морской перевозки грузов.
1.1.1.«Информация о грузе» – разрабатывается во исполнение Правил 1.2 и 2 Главы VI МК СОЛАС
(Приложение 9 настоящих Правил)
1.1.1.3.Согласно пр.2.1 гл.VI СОЛАС обеспечивается заботами грузоотправителя/грузовладельца
одной из признанных организаций, список которых утверждается Госслужбой Морфлота.
1.1.1.4.Является документом многоразового действия, срок устанавливается разработчиком.
Заверенные копии являются действительными в течение срока действия.
1.1.2.Согласно пр.5.6 гл.VI СОЛАС и п.1.6 РКГ судовладелец должен обеспечить судно «Наставлением
по креплению грузов» , одобренным Администрацией флага судна или Организацией, действующей по
её поручению, в России – Федеральной Службы Морфлота России или Российским морским регистром.
Руководство по разработке – в Приложении 7 настоящих Правил.
1.2. Обязанности участников транспортного процесса.
1.2.1.Грузоотправитель(грузовладелец) должен:
-обеспечить подготовку груза к транспортировке
-обеспечить разработку «Информации о грузе» и её предъявление порту, фрахтователю и перевозчику,
оператору судна, капитану или их представителям.
Грузоотправитель организует контроль выполнения требований «Информации о грузе» с выдачей капитану по окончании погрузки Сертификата о безопасной укладке и креплении груза. В случае крепления груза силами силами экипажа бремя получения данного Сертификата возлагается на перевозчика.
Рекомендуемая проформа Сертификата приведена в Приложении 2 настоящих Правил.
1.2.3.Фрахтователь при заключении договора морской перевозки обязан обеспечить перевозчика и капитана
«Информацией о грузе». Допускается – электронной почтой или другими видами связи.
1.2.4.Судовладелец до начала погрузки должен обеспечить наличие на судне Наставления по креплению.
1.2.5. Администрации порта и судна рекомендуется до начала грузовых работ заполнить предоставляемый
портом Акт о готовности судна к погрузке – рекомендуемая форма в Приложении 3.
1.2.7.Судно должно контролировать состояние принимаемого груза, его укладку и крепление согласно
Информации и Наставления. Дополнительное крепление по требованию судна сверх указанного в
Информации или Наставлении выполняется за счёт судна.
1.2.8.При оформлении отхода судно должно представить Капитану порта Информацию о грузе и Сертификат о безопасной укладке и креплении груза.
2.Требования к грузу, таре, упаковке и маркировке.
С учётом требований стандартов на груз и ГОСТ 26653 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию».
2.1.3.По признакам совместимости генгрузы делятся на:
-обладающие агрессивными свойствами
-подверженные действию агрессивных факторов
-нейтральные.
3.Подготовка грузовых помещений и судовых устройств к приёму груза.
3.11.Готовность грузовых помещений для перевозки конкретного груза проверяется администрацией судна
и/или независимым сюрвейером по поручению заинтерессованных лиц, о чём делается запись в судовом
журнале.
4. Размещение, укладка и крепление груза на судне.
4.1.1.По механической модели смещения грузы классифицируются:
– абсолютно твёрдое тело (контейнеры, ролл-трейлеры, крупногабаритные грузы и другие грузовые места.
– Сплошная связно-сыпучая среда (навалочные и зерно)
– Дискретная структура (пакеты, металлопрокат, чугун в чушках, металлолом и др.).
4.1.2.Стандартный груз – груз, для которого судно предназначено и который закрепляется с помощью
одобренной системы специальных устройств, соответствующих типу грузовых мест ( контейнеры на
контейнеровозах, лихтера на лихтеровозах и т.п.).
Полустандартный груз – груз, для которого судно предназначено и который закрепляется с помощью
устройств, используемых для крепления ограниченного круга типов грузовых мест ( автомобили,
ролл-трейлеры и т.п.).
4.1.4. Нестандартный груз – груз, для укладки крепления которого каждый раз требуется индивидуальный
подход. Делится на грузовые места и структурообразующие грузы.
Грузовые места – грузы, размещение и крепление которых производится в индивидуальном порядке
путём соединения каждого грузового места с конструкциями корпуса судна. Рекомендованные ИМО
(MSC/Circ. 664) способы размещения и и методика расчёта средств крепления приведены в Приложении 8
настоящих Правил.
Все остальные нестандартные грузы являются структурообразующими, т.е. при их укладке на судне они
образуют дискретные (составленные из отдельных элементов) структуры – массивы (штабели), св-ва
которых зависят не только от характеристик отдельных грузовых мест, но и от порядка, направления,
способа их укладки, т.е. от их структуры.
В качестве рекомендуемого измерителя способности штабеля структурообразуещего груза противостоять
Смещению применяется угол статической устойчивости структуры – острый угол между горизонтальной
Плоскостью и наклоняемым основанием структуры в момент начала её разрушения.
4.2.5.Размещение груза на судне определяется предварительным грузовым планом, составляемым портом и
утверждаемым капитаном судна до начала погрузки, и в процессе погрузки – исполнительным.
4.3.8.При предъявлении к перевозке нестандартного груза, отсутствующего в судовом Наставлении по
креплению, капитан вправе потребовать от грузоотправителя предоставления Информации о грузе,
содержащей достоверную и полную информацию о транспортных характеристиках, всех особых и
опасных свойствах груза, о мерах предосторожности, соблюдение которых необходимо для безопасной
перевозке груза. При отсутствии такой Информации, капитан вправе отказаться от приёма груза к
перевозке или пригласить независимого сюрвейера для решения вопроса безопасности перевозки с
отнесением соответствующих расходов на грузоотправителя.
4.3.15.Ответственность за правильное размещение и крепление груза на судне несёт администрация
судна.
4.3.17. Выход судна в рейс с незакрепленным грузом не разрешается. Время окончания работ по креплению груза и раздел (пункт) настоящих Правил или нормативных документов на перевозку
конкретных грузов, в соответствии с которыми эти работы произведены, должны быть зафиксированы
в судовом журнале.
4.4.1.Судовые устройства для крепления делятся на СТАЦИОНАРНЫЕ (рымы, обухи, скобы, гнёзда и т.п.)
и СЪЁМНЫЕ (ОСНОВНЫЕ – найтовные, закладные, обвязочные и ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ – скобы,
глаголь-гаки, струбцины и т.п.).
4.4.2.1.Конструктивные элементы систем креплений должны быть в исправном состоянии, без видимых
следов повреждений, соответствовать тех. требованиям. Съёмные средства крепления должны иметь действующие Сертификаты качества и иметь (4.4.2.3.) маркирорвку, нанесённую предприятием-
изготовителем.
4.4.2.4.Порядок обращения, эксплуатации, тех. обслуживания и ремонта многооборотных средств
крепления установлен РД 31.21.92-81.
5. Обеспечение безопасности судна и сохранности груза в рейсе.
5.3., 5.4.Проверка крепления и состояния груза в рейсе.
5.5.При обнаружении недостатков – принять меры к их устранению, при необходимости – произвести
подкрепление груза. Результаты проверки состояния груза зафиксировать в судовом журнале.
6. Основные требования ТБ пр креплении грузов.
6.1. Руководствоваться РД 31.81.10-91 «Правила ТБ на судах МФ», «Правилами охраны труда» ПОТ
Р 0-152-31.82.03-96 и РД 31.81.01.
Приложение 1. Циркуляр КБМ ИМО № 663. Информация о грузе.
Приложение 2. Сертификат о безопасной укладке и креплении груза.
Акт о выполнении силами порта работ по креплению груза.
Приложение 3. Акт о готовности судна к погрузке.
Приложение 4. Технические характеристики материалов с повышенным коэффициентом трения.
Приложение 5. Методика расчёта критерия несмещаемости структурообразующих грузов.
Приложение 6. Нормы прочности средств крепления.
Ориентировочный расход средств крепления на 1 т груза.
Приложение 7. Циркуляр КБМ ИМО № 745 от 13.06.96.
Руководство ИМО по разработке Наставлений по креплению груза.
Заменён новым Приложением 7 в Томе 2, книга 2 по письму МФ-35/586 от 31.03.97.
Приложение 8. Циркуляр КБМ ИМО № 664.
Методы оценки эффективности устройств для крепления нестандартного груза.
Максимальная крепёжная нагрузка (MSL) – определяет допустимую нагрузку для устройств креплени
груза на судне.
Расчётная прочность (CS) относительно MSL должна быть уменьшена на коэффициент безопасности,
равный 1,5.
Упрощённый метод. Сумма MSL крепёжных устройств с каждой стороны укрупнённого грузового места
(как с левого, так и с правого борта) должна быть равной весу ( в кН )данного грузового места.
Расчётный метод – учитывается влияние внешних сил на груз.
Приложение 9. ИМО. МК СОЛАС – 74. Глава VI. Перевозка грузов (в редакции 1995 г.).
РД 31.11.21.23-96 (взамен РД 31.11.21.23-82) «Правила безопасности морской перевозки
металлопродукции».
Применяются совместно с РД 31.1.21.16-96.
1.Общие положения.
Определяют порядок размещения, укладки и крепления металлопродукции, все виды которой являются нестандартными.
Судовое Наставление по креплению должно содержать схемы укладки и крепления , проверенные на
соблюдение критерия несмещаемости.
- 2. Укладка и крепление отдельных видов металлопродукции.
2.2.15. Прочность системы крепления труб на палубе ограничена нагрузками, возникающими при крене
судна более 40 град. ( для сбрасывания каравана в аварийной ситуации ).
Приложение 3. Угол предельного динамического равновесия штабеля труб.
Приложение 4. Методика расчёта критерия несмещаемости и необходимого числа
найтовов для дополнительного крепления.
Всего 12 Приложений.
РД 31.11.21.19-96 «Правила безопасности морской перевозки подвижной техники».
Приложение 1. Схемы и средства индивидуального крепления ПТ.
Приложение 2. Схемы группового крепления.
Всего 5 Приложений.
РД 31.11.21.17-96 «Правила безопасности морской перевозки ЖБИК»
РД 31.11.21.13-96 «Правила безопасности морской перевозки пакетированных грузов».
Всего 8 Приложений.
РД 31.11.21.24-96 «Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных
и тяжеловесных грузов» (КТГ).
По настоящим Правилам должно перевозиться оборудование в ящиках и неупакованное оборудование,
удельное давление которого на транспортное средство превышает допустимое, т.е. грузы, которые в
соответствии с ГОСТ 26653 должны перевозиться по специальным проектам.
1. Термины и определения.
Крупногабаритные грузы (КГ) – превышают размеры: по длине – 14 метров, по ширине
(диаметру) или высоте – 3,4 метра.
Тяжеловесные грузы (ТГ) – масса более 35 тн.
Крупногабаритные тяжеловесные грузы (КТГ) – массой более 35 тн с размерами крупногабаритного.
Уникальные крупногабаритные тяжеловесные грузы (УКТГ) – масса более 100 тн с размерами
крупногабаритного.
2.Документация, необходимая для перевозки конкретного КТГ.
2.1.Грузоотправитель должен обеспечить разработку «Информации о грузе» и, на её основе, проекта
морской перевозки КТГ.
2.2.Разработка проекта перевозки производится компетентной организацией или перевозчиком за
счёт грузоотправителя.
Проект перевозки необходимо согласовывать с Регистром в случаях поднадзорных его деятельности.
В случае, если удельное давление КТГ не превышает допустимые нагрузки на палубы и не требует спе-
циального дооборудования судна и разработки нестандартных средств перегрузки и крепления, по
согласованию с портом отгрузки допускается самостоятельная разработка схем размещения и крепления КТГ администрацией судна.
2.3. При оформлении отхода Капитану порта судном предъявляется подготовленный портом и подписанный судном «Акт приёма работ по креплению груза» или «Сертификат о безопасной укладке и креплении груза», выданный независимым сюрвейером.
2.3.2.Проектные организации осуществляют авторский надзор за погрузкой, если это предусмотрено
тех. заданием или по требованию перевозчика, грузовладельца за их счёт. Результаты надзора могут быть
оформлены в виде Сертификата о безопасной укладке и креплении груза.
4.8.Готовность судна к погрузке КТГ проверяется портом и перевозчиком с составлением акта о готовности.
7.1.Администрация порта и судна несут ответственность за крепление груза в соответствии с проектом перевозки либо согласованной схемой крепления.
8.5.Во время рейса рекомендуется:
-осуществлять регулярный визуальный контроль за состоянием груза,
-ежедневно проверять и выбирать слабину найтовов,
-при обнаружении обрывов крепления или смещении груза изменить курс и скорость с целью уменьшения
качки и произвести дополнительное подкрепление.
-при необходимости, следовать в порт-убежище или под берег для подкрепления груза.
-следовать со скоростью и курсами, исключающими слеминг и сильную вибрацию и качку.
9.6.Безопасный проход по палубным грузам должен быть обеспечен с помощью надёжных мостиков, трапов и сходен с леерным ограждением по всей длине с двух сторон. Ширина мостиков не менее 0,6 м, а угол наклона не более 30 град.
9.7. Найтовы и устройства крепления палубного груза должны быть заведены так, чтобы была обеспечена возможность быстрой их отдачи.
РД 31.11.21.03-96 Правила морской перевозки натурального каучука и латекса.
РД 31.11.21.04-96 Правила морской перевозки стандартных деревянных домов.
РД 31.11.21.25-96 Правила безопасности морской перевозки тарно-штучных грузов.
РД 31.11.21.26-96 Правила безопасности морской перевозки гранита и мрамора в плитах и глыбах.
4-М – Том 2, книга 2.
РД 31.11.21.01-97. Правила безопасности морской перевозки лесных грузов.
Срок введения в действие – 01.12.97.
Применяются совместно с РД 31.11.21.16-96. Соответствуют рекомендациям Кодекса безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы (IMO Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes), Конвенции о грузовой марке и включают требования Российского
Регистра.
1.2. Все лесные грузы являются нестандартными структурообразующими грузами.
4.6.1. Суда, выполняющие перевозки леса на верхней палубе, должны быть снабжены жидкостными кренометрами и переносным или стационарным оборудованием для проведения кренования.
4.7.1. Информация об остойчивости должна иметь типовые случаи нагрузки с палубным лесным грузом.
4.7.2.Информация об остойчивости должна учитывать увеличение массы палубного груза от намокания,
обледенения. Должна быть указана наибольшая допустимая высота укладки груза.
4.7.3.Остойчивость всегда должна быть положительной. В течение рейса судно не должно иметь крена,
вызванного некачественной укладкой груза, неправильным расходованием запасов и прочими причинами.
Следует избегать избыточной остойчивости.
4.8.1. Наставление по креплению грузов должно включать перечень и/или план размещения
стационарных и съёмных устройств для крепления груза, к которому следует приложить максимально
полную документацию на каждый тип устройства и должно включать (4.8.2.) план или комплект планов:
-продольного и поперечного сечения и горизонтальных проекций грузовых палуб судна с размещением
на них лесных грузов различного вида,
-возможных вариантов размещения груза одного вида,
-символов, регулирующих применение устройств для крепления.
8.1.17. Рекомендуется ограничивать прочность системы крепления груза нагрузками, возникающими при
крене судна более 40 град ( для сброса каравана при аварийных ситуациях ).
9. С выходом в рейс регулярно осматривать и обтягивать найтовы с записью в судовой журнал.
Регулярно вести контроль остойчивости по периоду бортовой качки.
При появлении признаков смещения груза следует уменьшить скорость, изменить курс для уменьшения ударов волн и амплитуды качки, обтянуть найтовы (при возможности). Избегать следования на попутной волне или лагом к волне. При невозможности остановить смещение груза – следовать в порт-убежище.
При частичной или полной потере груза, представляющей навигационную опасность – сообщить любым береговым властям.
РД 31.11.21.02-97. Правила морской перевозки бумаги, картона и циллюлозы.
РД 31.11.21.16-96. Приложение 7 (взамен Циркуляра КБМ ИМО 745 от 13.06.96)
Руководство по разработке наставлений по креплению грузов.
Срок введения в действие – 31 марта 1997 г. (письмо МФ-35/586 от 31.03.97)
Приложения 5, 6 и 8 – откорректированные Приложения к РД 31.11.21.16-96.
