Выше рассматривался случай, когда касание судна с грунтом происходит по его диаметральной плоскости и аварийного крена не возникает. При наличии аварийного крена метод расчета практически не изменяется, необходимо лишь внести соответствующие поправки. Эта поправка в основном касается определения аварийной осадки в точке касания судна с грунтом.
Разница в осадках на ДП и над точкой касания определяется величиной:
ddМ = уМ tgθ = – dМ (11)
где уМ – боковая координата точки касания, которая может быть определена по
известным формулам остойчивости:
здесь R – реакция грунта,haв – новая метацентрическая высота (см. формулу 9).
Величина реакция R определяется как и раньше по разности абсцисс точек А и В на диаграмме. Причем точка В находится по средней осадке левого и правого борта, т.е. по осадке носа и кормы в ДП аварийного судна.
Покажем это на примере. Пусть для определенности для рассматриваемого ранее случая величина ddМ = 0,2 , т.е. осадка в точке касания судна с грунтом будет равна:
При сходе с мели реакция опоры и , следовательно, крен судна пропадает, для этого в сечении х = хм осадка должна стать 4,5м. Проведем на диаграмме эту линию dМ = 4,5. Эта линия показана пунктиром. Именно на нее необходимо выходить при снятии судна с мели.
Все вычисления аналогичны приведенным выше.
Задача снятия судна с мели при наличии аварийного крена допускает и другое решение. А именно – создание кренящего момента – МКР, при котором угол крена обеспечит сход судна с мели.
Величину этого момента можно определить по формуле:
МКР ≥ D h0 sin Q1
где Q1 – угол, на который необходимо накренить судно. На рис.9 ватерлиния, соответствующая этому углу крена, проведена пунктиром – В1 В1, откуда:
где – осадка до аварии в сечении с абсциссой х = хМ.
При невозможности создать такой угол крена Q1 можно воспользоваться комбинированным методом – дифферентуя судно на корму и создавая кренящий момент.
Сложно оценить написанное, представленное фрагментами статьи. Первое впечатление – отрицательное, задача о корабле, сидящем с креном на камне в теории корабля решена давно. Автор (кто он?) знает об этом? Похоже – нет. Предлагаемая диаграмма описана плохо, зачем она – сложно искать… В жизни неоднократно встречались люди, требующие признать их изобретения вечных двигателей. Читая этот и нижний фрагмент статьи, вспомнил о них.