Количество буксиров, необходимое для отшвартовки судна, зависит от размеров судна, его маневренных возможностей и объема помощи, которую должны оказать буксиры, при отходе судна от причала.
Отшвартовка с использованием только одного буксира может выполняться в тех случаях, когда по сложившейся обстановке помощь буксира можно ограничить отводом от причала одной из оконечностей судна. Схема отшвартовки судна в условиях маловетрия с использованием одного буксира показана на рис. 14.8. В этом случае буксир принимают с носа, отдают все кормовые швартовы и на носовом шпринге корму отбивают от причала (положение II). После этого отдают или первоначально потравливают (судя по обстановке) носовые швартовы, и буксир начинает постепенно отводить нос от причала. В это время при необходимости осторожно подрабатывают машиной,
Рис. 14.8. Отшвартовка судна с помощью одного буксира:
/, //, /// — положения судна при отшвартовке;
/, 2 – положения буксира
переложив руль в сторону причала, чтобы не допустить навала кормы на причал. Также с носа принимают буксир и при отшвартовке судна на встречном течении или ветре. В этих условиях нет необходимости в предварительном отбрасывании кормы, так как она сама будет отходить от причала по мере оттягивания носа. После закрепления буксира отдают все кормовые швартовы и носовой шпринг, а носовой продольный первоначально потравливают по мере отхода носа от причала, а затем, когда судно тронется вперед,—отдают. Руль в процессе отхода держат переложенным в сторону причала с таким расчетом, чтобы судно отходило от причала примерно лагом.
При отшвартовке на течении (ветре), действующем вдоль причала с кормы буксир принимают на корме. Схема маневрирования зависит во многом от конструктивных особенностей носовой части судна. При большом развале носовой оконечности или наличии носового бульба во избежание повреждения последнего и навала на береговые сооружения буксир в первое время должен работать под небольшим углом к ДП судна. В этом случае первыми отдают носовые швартовы и кормовой шпринг, а уже затем, когда буксир преодолеет действие течения, и кормовой продольный. Если нос плохо отходит от причала, дают небольшой толчок машине на передний ход при руле, предварительно переложенном в сторону от причала, предупредив об этом буксир и внимательно наблюдая за его положением. После отхода носа судна от причала на достаточное расстояние буксир, постепенно увеличивая угол направления тяги, отводит судно полностью от причала.
При полных и тупых образованиях носа, когда его контакт с причалом безопасен как для судна, так и для причальных сооружений, допустимо сразу отбрасывание кормы на значительный угол для последующей буксировки судна кормой вперед на свободную акваторию. В этом случае первыми отдают все кормовые швартовы, а носовые, чтобы не допустить скольжение носа по причалу, только потравливают по необходимости до окончания разворота судна. Их отдают, когда судно приобретет поступательное движение от причала.
Также с кормы принимают буксир для отвода от причала судна, ошвартованного с отдачей якоря. В этом случае от причала отводят сразу все судно. После отдачи носового и кормового шпрингов начинают выбирать якорную цепь, а буксир одновременно с этим отводит от причала корму. Потравливая продольные—носовой и кормовой, регулируют с их помощью отход судна от причала.
К помощи двух буксиров обычно прибегают, когда отшвартовка производится при прижимном ветре или в очень стесненных условиях, когда вплотную по носу и корме ошвартованы другие суда, а также в случаях необходимости раскантовки судна после его отвода от причала. Очередность отдачи швартовов зависит от направления ветра, расположения других судов и обстановки на акватории. Так, при ветре, направление которого перпендикулярно причалу, возможна отдача сразу всех швартовов после того, как будут закреплены и оттянуты
буксирные тросы. При ветре, направленном под углом к причалу, обычно несколько задерживают отдачу швартовов, удерживающих судно на ветре или от смещения судна в наиболее опасную зону. Сама схема маневрирования при достаточной мощности буксиров не представляет сложности. Судно по возможности отводят от причала лагом, а затем разворачивают в нужном направлении. В случае, когда два буксира из-за недостатка мощности не в состоянии отвести судно от причала, увеличивают их количество, но схема маневрирования в принципе сохраняется. К помощи нескольких буксиров прибегают также в тех случаях, когда после отшвартовки судно будет двигаться в очень стесненных условиях и особенно при воздействии ветра и течения с разных направлений. В таких случаях обычно сама отшвартовка осуществляется двумя буксирами. Вспомогательные буксиры заходят то к одному, то к другому борту судна по обстоятельствам и, работая на укол, поддерживают от сноса его ветром или течением.